Значение слова ДОНАТЕЛЛО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДОНАТЕЛЛО

(Donatello; собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donate di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386, Флоренция, - 13.12.1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404-07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти . В 1425-38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо . Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Творчество Д., впитавшее демократические традиции культуры Флоренции 14 в., представляет собой одну из вершин развития искусства флорентинского кватроченто . В нём воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых, реалистических средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Д. со стремлением к возвышенному обобщению и героической типизации. Д. одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, 'живописного' рельефа).

Первым известным нам произведениям Д. (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406-08) ещё присущи готическая скованность и нерасчленённость форм, измельчённость линейного ритма. Однако уже мраморная статуя св. Марка, выполненная в 1411-13 для фасада церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. В созданной для той же церкви статуе св. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Д. воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение, патриотическое гражданственное звучание. Выполненные Д. в 1416-35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов, исполненных суровой правды. В 1420-е гг. Д., развивая идеи Ф. Брунеллески , вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф 'Пир Ирода' на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27). В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425-27, баптистерий, Флоренция). Пребывание Д. в Риме в начале 1430-х гг. углубило интерес художника к наследию античности. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе 'Благовещение' с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами 'путти' (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция). Ренессансным претворением античных форм отмечена и созданная Д. в 1430-х гг. бронзовая статуя Давида - первое изображение человеческой наготы в статуарной скульптуре Возрождения. Совершенство мягкой обобщённой пластики, юношеская гибкость и угловатость линий, настроение лирической мечтательности сочетаются в статуе с несвойственной искусству античности внутренней сложностью и многоплановостью образа. В 1434-43 Д. оформляет интерьер Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совместно с Брунеллески осуществляется новый тип синтеза искусств, для которого характерна равнозначность архитектурных и скульптурных форм. Наивысший расцвет творчества Д. связан с падуанским периодом. В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения - конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447-53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа. Для церкви Сант-Антонио в Падуе Д. выполнил в 1446-50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски развёрнуты в иллюзорном пространстве. Поздние произведения Д., созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа 'Юдифь и Олоферн', бронза, около 1456-57, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., см. илл. , завершены учениками Д., - все во Флоренции). Влияние творчества Д. на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Достижения Д. были восприняты многими скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло Уччелло , Андреа дель Кастаньо , Андреа Мантеньей и др. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль .

Лит.: Либман М. Я., Донателло, М., 1962; Planiscig L., Donatello, Firenze, 1947; Janson Н. W., The sculpture of Donatello, v. 1-2, Princeton, 1957; Grassi L., Tutta la scultura di Donatello, Mil., 1958; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963.

М. Я. Либман.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.