Значение ХЛОДВИГ I в Православной энциклопедии Древо

ХЛОДВИГ I

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Хлодвиг I ( 466 - 511 ), король Франции из династии Меровингов

Хлодвиг (по-латыни имя писалось различно: Chlodovechus, Chlodoveus, Hindowicus, Ludovicus - тоже, что Louis), сын Хильдериха I и Базины , бывшей ранее женой короля тюрингов Бизина , род. около 466 г. Когда он, пятнадцатилетним юношей, стал королем части салических франков ( 481 г.), римское население тех областей Галлии , который не были еще завоеваны варварами, не признавало власти Одоакра и управлялось римлянином Сиарпием , сыном Эгидия. Область Cиapпия на северо-востоке примыкала к землям франков , на юге - к землям готов и бургундов . Между готами и численно превосходившим их галло-римским населением лежала пропасть, вследствие арианства завоевателей.

В 486 году Хлодвиг заключил союз с Рагнахаром , королем Камбре , и вместе с ним отправился в поход во главе 5-тысячного войска против последнего представителя римской власти генерала Сиагрия. Недалеко от древнего Ножантского аббатства, на севере Суассона , к Хлодвигу пришла победа. Самого Сиагрия Хлодвиг взял под стражу, а после захвата его владений приказал тайно умертвить. Добыча воинов оказалась весьма значительной, ведь, помимо прочего, было разграблено много церквей. Ремигий , епископ Реймса , который поддерживал дружеские отношения с королем, усердно просил его об одной драгоценной чаше, взятой из храма. Когда все трофеи были собраны вместе, Хлодвиг, прежде чем поделить захваченное, сказал: " Мои верные воины, я прошу вас отдать мне этот сосуд, не бросая о нем жребия ". Солдаты согласились с желанием своего короля. Но вдруг, неожиданно для всех, один из них выхватил боевой топор, бросился к чаше и разрубил ее с криком: " Ты получишь только то, что жребий даст тебе! " Король, взяв наполовину разбитый сосуд, отдал его епископу.

Как-то раз через год Хлодвиг делал смотр своего войска. Подойдя к солдату, разбившему чашу, он сказал: " Ни у кого я не видел оружия в столь плохом состоянии, как у тебя ," - и вырвав у него боевой топор, бросил на землю. Когда же тот нагнулся, чтобы поднять оружие, король отрубил ему голову секирой со словами: " Да постигнет тебя тот же жребий, что и чашу, разбитую тобой! "

В 493 году Хлодвиг женился на Клотильде , причисленной Церковью к лику святых. Молодая и красивая княжна, дочь бургундского князя, она оказала чрезвычайно благотворное влияние на своего мужа. Святая Клотильда , как впоследствии равноапостольная княгиня Ольга , стала первой христианкой королевского рода в языческой стране. Она и привела своего мужа к крещению. Однако это произошло далеко не сразу. Поначалу никакие доводы Клотильды не могли убедить Хлодвига креститься. Между тем, у королевы родился сын, и она настояла на том, чтобы крестить его. Ребенок, названный Ингомером, умер, едва выйдя из купели, и его белые крещальные одежды стали погребальными пеленами. Король был вне себя от гнева и резко упрекал Клотильду . " Если бы мальчик, - говорил он, - был освящен именем моих богов, он непременно остался бы жив; теперь же, когда его окрестили во имя твоего Бога, он умер ". На что королева отвечала: "Я благодарю Всемогущего Господа за то, что Он не посчитал меня недостойной и захотел взять рожденное из чрева моего в Царство Свое ".

После этого королева родила второго сына. В крещении ему дали имя Хлодомер. Когда и он начал болеть, Хлодвиг сказал: " С ним случится то же, что и с его братом ". Когда же по усердным молитвам Клотильды ребенок выздоровел, на короля это не повлияло.

Христианином Хлодвиг стал во многом благодаря знаменитому сражению в Толбиаке . Эта битва против аллеманнов складывалась неудачно и казалась совершенно проигранной. Хлодвиг и его воины усиленно молились своим богам, языческим идолам, однако те не пришли им на помощь. Тогда Хлодвиг в горячем порыве воззвал к Богу Клотильды: " О, Боже Клотильды, умоляю Тебя, даруй мне победу - и Ты будешь моим Богом; я поверю в Тебя и крещусь во Имя Твое!" Воодушевленные франкские воины удвоили свой пыл, и то, что казалось невозможным, совершилось: внезапно аллеманны, объятые страхом, бежали, даруя Хлодвигу и его солдатам лавры победителей.

Королева очень обрадовалась тому, что произошло, и тайком пригласила реймсского епископа, святого Ремигия , попросив его наставить короля в законе христианском. Хлодвиг, выслушав епископа, сказал: " Охотно я тебя слушал, святейший отец, но меня смущает вот что: мои подчиненные не потерпят того, чтобы я оставил их богов. Однако я пойду и буду говорить с ними ". Когда же король обратился к своим воинам, то они воскликнули: "О король, мы отрекаемся от смертных богов и будем служить Вечному Богу, Которого проповедует Ремигий ".

И вот наступил праздник Рождества Христова. На улицах Реймса развесили многоцветные полотнища, почистили дороги, украсили здания. Пышно убранный собор блистал светом бесчисленных свечей и был наполнен таким благоуханием, что присутствующим казалось, будто они обоняют запахи рая. Когда при торжественном пении гимнов Хлодвиг вошел в церковь, его охватил страх, и, обращаясь к Ремигию , державшему его за руку, король спросил: " Неужели это и есть Царство Небесное, которое мне обещано ?" " Нет , - отвечал епископ, - но это начало пути туда ". Во время совершения Таинства святой Ремигий произнес знаменитые слова: " Смиренно нагни твою голову, Сикамбр, поклонись тому, что ты жег; сожги то, чему поклонялся ".

Так епископ Ремигий крестил Хлодвига и 3 тысячи его солдат в 496 г. Через некоторое время приняла крещение сестра короля Альбофледа, а вскоре обратилась и его вторая сестра Лантехильда, бывшая арианкой (во времена Хлодвига практически все государи Запада были арианами, и лишь сам Хлодвиг исповедовал православную веру. Именно поэтому короли Франции приобрели почетное название "старших сыновей Церкви").

Крещение не изменило боевой дух короля. Однажды, когда епископ Ремигий рассказывал ему о страданиях Спасителя, Хлодвиг воскликнул: " О, если бы я был тогда с моими франками, я отомстил бы за причиненные Ему неправды!" В 500 году по Рождестве Христовом, под влиянием главным образом Клотильды (поскольку дело касалось ее семьи), Хлодвиг отправился в поход против бургундцев и разбил при реке Уш, недалеко от Дижона , их армию во главе с Гундобадом - никем иным, как дядей Клотильды . Именно он семь лет назад злодейски убил ее родителей и братьев, чтобы завладеть наследством. Причем сделал это прямо перед свадьбой Клотильды . Теперь же, после своего поражения Гундобад принужден был платить Хлодвигу дань.

В 507 году Аларих II , будучи арианином, преследовал епископов Аквитании . Они же умоляли Хлодвига защитить их. Тогда король обратился к своим воинам: "Я очень обеспокоен тем, что эти ариане владеют частью Галлии. Пойдемте с Божьей помощью на них и подчиним нашей власти страну ". Воинам понравились эти слова, и они выступили в поход против Алариха . Когда часть войска проходила в районе Тура , Хлодвиг из уважения к святому Мартину приказал, чтобы никто ничего не брал из этой области, кроме травы и воды. Но один солдат силой взял сено у какого-то бедняка, сказав: " Разве король не приказал брать только траву и ничего другого? А ведь это трава и есть. Мы не нарушим приказа короля, если возьмем ее ". Об этом стало известно Хлодвигу. Король в мгновение ока рассек солдата мечем, сказав при этом: " Как мы можем надеяться на победу, если оскорбляем святого Мартина?"

Хлодвиг с войском одержал победу над Аларихом в долине Вулье, недалеко от Пуатье , причем Хлодвиг убил еретика своими руками. Этот успех позволил расширить владения короля до Пиренеев .

В последние годы своего правления Хлодвиг постепенно уничтожал франкских вождей и захватывал их земли, распространив таким образом свою власть над всей Галлией . Он убил многих королей, в том числе ближайших родственников: Харариха, отказавшего Хлодвигу в поддержке против Сиагрия; сына Харариха - только потому, что это был его сын; Рагнахара, хотя он и оказывал помощь в борьбе с Сиагрием; своих братьев Рихара и Ригномера - под разными предлогами. Так же Хлодвиг поступил и с вождями рейнских франков, своими союзниками: Сигибертом, которого погубил, действуя через его сына - Хлодерика; и Хлодериком - за то, что он убил своего отца! Рассказывают, что, собрав однажды своих людей, Хлодвиг сказал о своих родственниках, которых сам же умертвил, следующее: " Горе мне, ибо я остался как странник среди чужестранцев и нет у меня родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности!" Говорят, что эти слова он произнес не из жалости к убитым, а из хитрости: не обнаружит ли он еще кого-нибудь из родни, чтобы и того умертвить.

Незадолго до смерти, в 511 году, Хлодвиг созвал церковный Собор в Орлеане . Это был первый Франкский Собор, необходимый для реорганизации Церкви в Галлии. Он установил также Салическую правду , или Франко-Салический Закон. Именно при Хлодвиге Париж стал столицей Галльского королевства. Здесь, на могиле святой Геновефы , покровительницы Парижа, Хлодвиг построил Собор апостолов Петра и Павла, где и был погребен вместе с Клотильдой . Теперь это церковь святой Женевьевы. Подобным же образом император Константин Великий в IV веке был похоронен в построенной им самим церкви Святых Апостолов в Константинополе.

В 511 году, после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями. Святая Клотильда переехала в Тур , где прислуживала при базилике святого Мартина , проводя свои дни в высшей степени скромно и добродетельно и редко посещая Париж.

Использованные материалы

http://www.krotov.info/acts/06/turskiy/grig_02.html

http://home.scarlet.be/amdg/sankt/jan15.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.