Значение АГДСКИЙ СОБОР 506 в Православной энциклопедии Древо

Что такое АГДСКИЙ СОБОР 506

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Агдский собор 506 г.

Состоялся в 506 г. в городе Агд , что на юге Галлии .

Вестготский город Агд на юге Галлии стал местом проведения общегалльского церковного собора в то время, когда сама государственность вестготов находилась на грани полного краха. И хотя Агдский собор был санкционирован вестготским королем Аларихом , его делегаты прекрасно понимали, что в Галлии есть только один «хозяин» — король франков Хлодвиг . Эта политическая реалия была учтена в итоговых документах.

В соборе приняли участие 25 епископов, 8 священников и 2 диакона, представлявшие епископов своих епархий.

Постановления, касавшиеся повышения морального авторитета служителей Церкви

Клирикам запрещалось присутствовать на брачных пирах. Служителя, уличенного в пьянстве, ожидало суровое взыскание: «Пусть пьяный клирик — смотря по своему сану — будет лишен причастия в продолжение 30 дней», — говорится в соборном постановлении, или подвергнут телесному наказанию — «Corporal supplicio». Временный запрет на причастие ожидал и клирика, обокравшего храм.

Предусматривалось превентивное укрепление нравственности служителей, в частности, запрещалось строительство мужских монастырей по соседству с женскими.

Ограничивался произвол некоторых епископов, злоупотреблявших своим правом на отлучение: «Если епископ произнес отлучение от церкви несправедливо или слишком строго и, несмотря на предупреждения соседних епископов, не хочет снять его, пусть те не отказывают в причастии тому, кто его лишен».

Монашескому постригу должны были предшествовать обязательные пост и причастие в три великих праздника; монахам категорически запрещалось основание новых монастырей без позволения епископа. Эти правила препятствовали облегченному постригу и претензиям на самосвятство, проявлявшимся у монахов в самостийном, не санкционированном епископами основании обителей.

Мирянам собор предписывал неукоснительное еженедельное посещение богослужений: «Надо бывать у обедни каждое воскресенье и не уходить до конца службы, чтобы не получить публично замечания от епископа».

Прихожанам категорически запрещалось празднование главных христианских праздников вне своего прихода. Внутриприходской контроль позволял точно определять, отметил ли верующий христианские праздники или проигнорировал их под предлогом пребывания в другом приходе.

Постановления, касавшиеся кадровой политики Галльской церкви

Возбранялось рукополагать на духовное служение кающихся вчерашних язычников, чем предотвращалось возможное влияние язычества.

В должностных перемещениях предпочтение отдавалось возрасту, а не духовному уровню служителя: молодой служитель мог иметь достаточно большие полномочия, но не иметь при этом соответствующей должности. «более юному клирику не оказывали предпочтения перед старшим; если, впрочем, тот не может исполнять обязанностей архидиакона, пусть он только носит его титул, а епископ пусть выберет кого-нибудь, чтобы выполнять его обязанности».

Был определён возраст для диаконского и священническо-епископского служения (соответственно с 25 и 30 лет) и возраст, в котором женщина может принять монашеский постриг (с 40 лет). Возрастные минимумы, принятые в Агде для диаконского, священнического и епископского служения, отличались оптимальностью: кандидаты на него были не стары, но и не чрезмерно молоды. Минимум для монашеского пострига женщин устанавливался, вероятно, с учетом того, что до 40-летнего возраста женщина имеет большие возможности для замужества и рождения детей. Запирать женщину в монастырь в наиболее цветущем возрасте в раннее средневековье считалось дикостью.

Было постановлено, что никто не может посвятить в духовный сан женатого мужчину без согласия его супруги. Это позволяет предположить, что в Галльской церкви в VI в. не было жесткого целибата и что роль женщины в христианских семьях была значительной, если необходимо было ее «добро» на церковное служение мужа.

Собор повелел оплачивать труд клирика, исходя из его реальных заслуг перед Церковью, а не в соответствии с его должностью.

Экономические вопросы жизни Галльской церкви

Был провозглашен принцип: «Собственность епископа — собственность Церкви». Сеньор не мог посягнуть на церковное имущество, так как Церковь имела в Галлии большой авторитет.

Был установлен запрет продавать или дарить церковное имущество.

Было установлено покровительствовать вольноотпущенникам, т.к. получившие освобождение зачастую оставались без средств к существованию.

Предусматривались жесткие меры против служителей, совершивших имущественные преступления. «Клирик, уничтоживший или передавший церковные документы о владении, — говорится в соборном постановлении, — будет отлучен от Церкви и принужден заплатить из собственных денег за убыток, нанесенный вследствие того Церкви».

Использованные материалы

В. Солодовников Соборные решения Галльской церкви в царствование Хлодвига — основателя династии Меровингов // Путь Богопознания. Вып. 3. М., 1998. Журнал моск. богосл. семинарии еванг. христиан-баптистов. С. 30-39.

http://www.krotov.info/history/06/solodovn.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.