Значение ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, КИНОВИАРХ в Православной энциклопедии Древо

ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ, КИНОВИАРХ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодосий Великий (ок. 424 - 529 ), киновиарх (основатель общежития монахов), преподобный .

Память 11 января

Родился около 424 года в каппадокийском селении Магариссос или Гариссос, вблизи города Команы (Хризополя), от благочестивых родителей. Состоя с молодых лет певцом команской церкви, преподобный Феодосий изучил Псалтирь и прочие книги Священного Писания . Стремление к уединению и пустынной жизни было заметно в Феодосии еще в юношестве.

В юные годы он направился в Иерусалим и на пути получил благословение св. Симеона Столпника . Поклонившись св. местам Иерусалима , св. Феодосий решил поселиться в одном из пустынных монастырей.

Вблизи Метопы (ныне Умм-Туба) св. Феодосий нашел монастырь, бывший под управлением учеников св. Евфимия и бл. Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством стал изучать "канон пустыни".

Вскоре он направился к востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном своем пути из Вифлеема . Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному , прп. Феодосий не сразу приступил к устройству м-ря в избранной им пещере; сперва он путем долговременного уединения и строгого подвижничества приготовлялся к руководству другими. Селившиеся вокруг пещеры подвижники в лице Феодосия находили опытного уже руководителя; в затруднительных случаях он обращался к вифлеемскому киновиарху Маркиану. На первых порах своего существования киновия Феодосия стояла в таком же отношении к лавре Саввы Освященного , как киновии бл. Феоктиста и св. Герасима, т. е. подготовляла иноков для жизни лаврской; но затем, получив от патриарха Саллюстия сан архимандрита , прп. Феодосий сделался совершенно самостоятельным киновиархом всей пустыни.

Основатели новых палестинских монастырей обыкновенно брали за образец одну из раньше существовавших обителей. В житии Феодосия нет указаний на такое подражание. Местность, избранная для монастыря прп. Феодосия, резко отличается от местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь, мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой. Подвижники этой киновии должны были соединять созерцательную жизнь келиота с трудолюбием киновита. На них лежала забота не о личном только совершенствовании, как у лаврских келиотов, но и о духовном преуспеянии ближних. Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого уединения, как в лаврах. Устраивая свой монастырь, прп. Феодосий, наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся, и эти последние были для него предметом такой же заботливости, как и братия. Слух о щедрой благотворительности киновии Феодосия распространился по всей Палестине , и множество нуждающихся стекалось в нее отовсюду. Особенного развития достигала благотворительность киновии в голодные годы; правило монашеского устава о принятии всех приходящих в такое время соблюдалось здесь столь же строго, как и во всякое другое. Достигшая в монастыре Феодосия окончательного развития киновиальная форма жизни привлекала гораздо более подвижников, чем лавра Саввы Освященного . Число киновитов доходило до 700, между тем как великая лавра в самое цветущее свое время ( V и VI в.) насчитывала не более 150 подвижников. Прежде существовавшие киновии постепенно теряли свое значение и уступали место киновии Феодосия. В состав ее братии входили подвижники самых разнообразных национальностей, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для братьев киновии, одержимых злыми демонами.

По своему снисходительному отношению к слабостям человеческой природы, прп. Феодосий, по словам Кирилла Скифопольского , напоминал св. Иоанна Богослова .

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491 - 518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: "Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема". За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.

Скончался прп. Феодосий 11 января 529 года, на 105 году от рождения. Последние три дня пред смертью он поучал братию и созванных игуменов подчиненных ему киновии теми словами любви, кроткого снисхождения и увещания, какие они неоднократно слышали от него и раньше. В день его погребения громадная толпа монахов и мирян спешила коснуться его тела; многие отрезывали часть его одежд, чтобы иметь что-либо в знак памяти о почившем.

Монастырь прп. Феодосия сохранял свое значение в течение весьма долгого времени. Спустя шесть столетий после смерти своего основателя, он представлялся игумену Даниилу как бы городом. Когда окончательно было осознано в Византии , при имп. Юстиниане , преимущество киновиальной формы жизни монашества пред келиотскою, деятельность прп. Феодосия стала образцом для всех, желавших устроить киновии. Отразилось влияние Феодосия и на русском монашестве — в деятельности Феодосия Печерского . Нестор Летописец , прилагая к Феодосию слова Евангелия: "мнози будете последни первии", добавляет: "ибо и сей последний равен первым отцем явися, житием своим подражая святого первоначальника иноческому образу Антония, не токмо своего Печерского , но и оного великого Египетского ; ближае же своего тезоименитого Феодосия , архимандрита иерусалимского".

Киновия Феодосия существовала до начала XVI века, когда была опустошена и разорена турками. В 1899 г. она восстановлена [1] .

Житие Феодосия Киновиарха помещено в "Acta Sanctorum" (январь, т. I), с комментарием, и в изданиях Узенера: "Vita Theodosii a Cyrillo Scythopolitano scripta" (Бонн, 1890) и "Der heilige Theodosios" (Лпц., 1890). Текст изданных Узенером житий проверен по пяти новым рукописям и снабжен многочисленными дополнениями и поправками у Крумбахера, в его "Studien zu den Legenden des hl. Theodosios" ("Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu München", 1892, тетр. II); дополнения эти, впрочем, имеют более интереса для филолога, чем для историка. Приложен к этой статье заимствованный из патмосского кодекса акафист св. Феодосию на греческом языке. Автор комментария к житию прп. Феодосия в "Acta Sanctorum" не знал, кому приписать составление самого жития; указав на предположение Барония, что житие Феодосия написано Кириллом, он не соглашается с этим и составителем жития считает ученика Феодосия Юлиана , впоследствии епископа бострийского. Впервые изданное Узенером житие палестинского киновиарха по рукописи XI -го века доказало, что помещенное в "Acta Sanctorum" житие Феодосия принадлежит Феодору , еп. Петрскому, и представляет похвальное слово почившему подвижнику в день его первого годичного поминовения ( 530 г.). Кириллу Скифопольскому это слово было известно и, по всей вероятности, не удовлетворяло его своим риторизмом и растянутостью; он составил новое житие Феодосия, уступающее прежнему по размерам, но превосходящее его изобилием исторически-проверенных фактов и точными хронологическими датами. Оба жития переведены с греческого проф. Помяловским и составили 8-ой выпуск палестинского патерика (1895 г.).

Литература

П. Сладкопевцев, "Древние палестинские обители и прославившие их св. подвижники" (вып. II, СПб., 1895);

Архим. Феодосий, "Палестинское монашество в IV — VI вв." (Киев, 1899).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/106/106509.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6888.htm

[1] см. "Церковные Ведомости", 1900, № 23, стр. 927 — 28

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.