Значение ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ) в Православной энциклопедии Древо

ФЕОДОСИЙ (ХАРИТОНОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодосий (Харитонов) (+ 1607 ), архиепископ Астраханский и Терский , святитель (местночт.).

В миру Феодот, сын священника с. Яковлевского Ярославской губернии отца Харитона и его супруги Марии. Получив хорошее образование, в 20-летнем возрасте был посвящен во иерея и определен к церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба в г. Ярославле .

Шесть лет спустя, после кончины супруги, принял монашество с именем Феодосия, поступив в монастырь Пресвятой Богородицы, что на реке Толге . Вскоре он, по просьбе братии, видящей благочестивую его жизнь, был произведен во игумена этого монастыря. Его трудами был построен новый каменный храм обители.

После 25-летнего управления Толгским монастырем отец Феодосий, по благословению святого Патриарха Иова , был послан в Троицкий монастырь г. Астрахани , подчиненной тогда Казанской епархии. Феодосий, вероятнее всего, прибыл в Астрахань не позднее 1594 года, что подтверждается другими косвенными данными.

В Астрахани началось строительство каменных Троицкого и Успенского соборов. Камни для постройки брались из развалин бывшей татарской столицы города Сарая . К концу XVI века число иноков монастыря, по сравнению со временем основателя обители, преп. Кирилла Астраханского (+ 1576), возросло с 25 до 55 человек. В связи с этим перестраиваются келлии, выстраиваются новые хозяйственные службы, как на территории самого монастыря, так и вне его. Игумен Феодосий, несмотря на множество послушаний, лежащих на братии, был очень требователен к соблюдению всеми монашеского правила. Строгий постник и молитвенник, он сам первый подавал пример духовного трудничества. Он постоянно наставлял братию всякое дело творить с молитвою и никогда не расставаться с ней. Тайно носил на себе тяжёлые железные вериги и когда ложился отдохнуть, то ложем его была голая необтёсанная доска. За все эти духовные подвиги, за равноангельское житие Господь наградил Феодосия даром непрестанной молитвы и прозорливости.

В это же самое время под духовным надзором игумена Феодосия устраивается ещё один монастырь — в честь Вознесения Господня . Первое упоминание о нём относится к 1597 году. Строился он за пределами острога, на самой восточной окраине Астрахани.

Во время пожара весною 1599 года, когда выгорел весь острог (Белый город) и под угрозой уничтожения пламенем находился весь Кремль с Троицким монастырём , игумен Феодосий устроил моление перед Владимирской иконой Богородицы , даннной в благословение граду Астрахани царём Иоанном IV . Огонь был укрощен.

После окончания строительства Успенского собора в 1602 г. игумен Феодосий отправился с освященной водой в Москву к царю Борису Феодоровичу Годунову , где во второй половине года был посвящен в первого Астраханского епископа (Астраханско-Терская епархия была выделена из Казанской митрополии). Северной границей его епархии стал Саратов , остававшийся под омофором Астраханских владык 177 лет (1602 – 1799 гг.).

Будучи уже Астраханским епископом, святитель Феодосий закончил постройку Троицкого собора и освятил его 13 сентября 1603 г. В 1604 году, по местному монастырскому преданию, епископ Феодосий освящает новопостроенный храм в честь Преображения Господня Спасо-Преображенской обители и благословляет строительство храма во имя Вознесения Господня с кладбищем для погребения странников (позднее Благовещенский женский монастырь).

После появления в 1604 году на польской Украине Лжедмитрия , святитель безжалостно обличал самозванца, грамотою Патриарха Иова преданного церковному проклятию. Он объявил, что сам явственно видел царевича Димитрия мёртвым, будучи ещё игуменом Толгского монастыря и в 1591 году участвуя в погребении убиенного царевича.

В 1605 г. за отказ признать Лжедмитрия I царем владыка претерпел гонения от астраханцев. Были преданы мучительной казни священнослужители Успенского собора, попытавшиеся вступиться за своего владыку. Соборный протопоп Фома и иерей Кондрат были растерзаны толпой, изрублены и исколоты, а соборный протодиакон Никифор подвергся ещё более страшной участи — его сожгли. Владыку Феодосия заключили в Троицкий монастырь и затем отправили в Москву , где он обличил самозванца лично, однако осужден не был. Смутившись смелым словом святителя, Лжедмитрий I его ничем не оскорбил, но и не отпустил в Астрахань, отослав его на подворье Казанского митрополита. Здесь и жил Владыка, «проповедуя и многия укоризны на самозванца произнося без страха». Лжедмитрий I безуспешно попытался задобрить, привлечь к себе Феодосия. Находясь на подворье, Феодосий имел полную свободу, мог служить и молиться. Самозванец подсылал к нему своих людей с подарками, говоривших ему, чтобы он не гневался на царя, примирился с ним. Самозванец решил прельстить владыку Феодосия славой мирской и наградил его титулом архиепископа. Но владыка остался глух к почестям и лести, предпочитая славе земной славу небесную. Живя на подворье Казанского митрополита, он имел частые беседы с владыкой Ермогеном , так же как и Феодосий, глубоко скорбящим об унижении Церкви и поругании России.

За отказ в венчании и поднесении царской короны католичке Марине Мнишек , самозванец, видя непреклонность святителя, объявляет его сумасшедшим. Пользуясь тем, что все его почитают юродивым или блаженным, Феодосий, чудесно минуя стражу, приставленную следить за ним, стал ходить по Москве, по храмам Божиим и везде говорить, что Дмитрий не истинный царь, а антихрист, посланный поляками, чтобы обратить святую Русь в латинство. Сильное смущение производили его слова в народе, многие роптали и даже хотели побить его, но Господь хранил и укреплял Своего верного раба. Смелая проповедь владыки Феодосия способствовала отвращению Москвы от Лжедмитрия.

После смерти самозванца (17 мая 1606 г.) святитель участвовал в перенесении в Москву мощей царевича Димитрия . На церковном соборе, избравшем в патриархи Казанского митрополита Ермогена, был определён территориальный состав астраханской епархии . К ней был отнесен обширный, но малонаселённый край вниз по Волге, начиная от города Саратова. На всем этом огромном пространстве, кроме Саратова, Царицына, Астрахани и Терского городка, не было никаких других населённых пунктов.

Заболев на пути из Москвы в Астрахань, святитель Феодосий 18 декабря 1607 г. умер в г. Царицыне . Его нетленные мощи были оставлены в связи со смутой в Астрахани, в единственной, Троицкой , церкви г. Царицына до весны следующего года, когда их перенесли в Спасо-Преображенский монастырь г. Казани . После окончания восстания, по просьбе астраханской паствы и согласно воле святителя, в 1617 г. его мощи были перенесены в г. Астрахань , и при несении мощей от них произошло множество чудес и исцелений. Мощи святителя Феодосия поставили в соборной Успенской церкви Астраханского кремля. После построения нового собора в 1708 году мощи святителя Феодосия были погребены в его нижнем храме.

Признание Церковью святости архиепископа Феодосия первоначально было выражено включением его имени в Службу всем святым, в земле Российской просиявшим, а в 1999 г. было официально подтверждено местное почитание святого в Астраханской епархии .

Литература

Благонравов Михаил, священник. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования: 1602-1902 гг. Астрахань. 1902.

Иосиф (Марьян), иеромонах. Святитель Феодосий, архиепископ Астраханский и Терский. // Опубликовано на официальной Интернет-странице Астраханско-Енотаевской епархии.

Минея-Май. М.: изд-во Московской Патриархии, 1987. Т. 3.

Использованные материалы

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t...=135

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.