Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Тимофей (Τιμουεος - почитающий Бога) (+ ок. 80 г.), апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла , епископ Эфесский.
Память 4 января (70 ап.) и 22 января .
Родом из малоазийской провинции Ликаонии . Отец его был эллин, мать — еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания . Отец Тимофея если и не был «прозелитом врат», то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.
К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом , когда тот в первый раз проходил с проповедью Евангелия ликаонские города. Получив о Тимофее похвальные отзывы со стороны братии Листры и Иконии и лично удостоверившись в его высоких нравственных качествах, апостол избрал его в проповедники Евангелия.
Сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию , Галатию , Мизию и Македонию .
Когда Павел отправился из Филипп , Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии ; из Афин , по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.
В Коринфе он пробыл с ап. Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам ( 1 Фес. 1:1 ; 2 Фес. 1:1 ). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.
Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.
Затем мы встречаем Тимофея вместе с апостолом в Македонии , куда последний прибыл из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием ( Деян. 20:4 ). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахайю (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам ( Рим. 16:21 ), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп . Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.
Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме . О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам ( Кол 1:1 ), Филиппийцам ( Флп 1:1 ) и Филимону ( Флм 1:1 ). Из послания к Филиппийцам , кроме того, видно, что ап. Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы ( Флп. 2:19 -23).
В послании к Евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом ( Евр. 13:23 ). В Малой Азии апостол посвятил Тимофея во епископа эфесской церкви ( 1 Тим. 1:18 ; 1 Тим 4:14 ; 2 Тим. 1:6 ), после чего написал ему из Македонии (приблизительно в 65 по Р. Хр.) свое первое послание. Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами , многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.
Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею ап. Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.
Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание , увещевая его «возгревать полученный им через рукоположение дар Божий» и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество,— так как все его сотрудники, за исключением Луки , разошлись по разным сторонам,— апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.
Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана . В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 по Р. Хр. Мощи его почивают в Константинополе , куда они были перенесены в царствование Констанция .
Использованные материалы
Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995
Епископ Феофан, Толкование пастырских посланий св. апостола Павла, М., 1882;
М. Троицкий, Послания св. ап. Павла к Тимофею и Титу, Каз., 1884
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент