Значение СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо

СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Суздальский Свято-Покровский женский монастырь ( Владимирская епархия )

Адрес: 601293, Владимирская обл., г. Суздаль , ул. Покровская, 76

Тел.: (492131) 20609

Официальный сайт: http://www.spokrov.ru

В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия.

Большое значение в становлении Покровского монастыря имел «собеседник и спостник» великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский . Благодаря его отеческим наставлениям и высокому примеру жизни Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о ней преподобным Евфимием: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизалась преподобная София Суздальская , в миру великая княгиня московская Соломония Сабурова. Ее святое житие привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы. Со времени пребывания преподобной Софии Покровский монастырь в Суздале вплоть до XVIII века будет местом пострижения, монашеского подвига и упокоения многих именитых особ, в числе которых супруга Ивана Грозного царица Анна, супруга Василия Шуйского царица Екатерина, супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина и другие.

Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III . Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Древ Креста Господня. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая Зачатьевская церковь.

Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иоанн Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки. Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году в праздник Иверской иконы Богоматери обитель посетили царь Федор Алексеевич Романов и царевны Софья, будущая правительница России, Мария и Феодосия, старинные источники сообщают о приезде в тот год и государя Ивана Алексеевича.

В 1609 году при нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский , разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя». Но через два года город вновь был разорен врагами, сильно пострадал тогда и Покровский монастырь. Однако особое внимание царей к этой обители, где находилась усыпальница их именитых родственниц, способствовало скорому ее восстановлению.

В 1610 году после насильственного низведения с престола царя Василия Шуйского Покровский монастырь стал местом жизни его супруги царицы Екатерины, в Суздаль она приехала с малолетней дочерью царевной Анастасией. В первой половине XVII века в Покровской обители жили и по кончине были погребены еще несколько представительниц боярского рода Шуйских, в том числе и мать царя Василия Шуйского княгиня инокиня Марфа. С северной стороны Покровского собора складывается их родовая усыпальница.

Одна из страниц истории монастыря связана с многолетним пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной , в иночестве Елены. Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 году, с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои. Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 году она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.

Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Указом императрицы Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II Александрович . Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей вклады именитых особ.

Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались различные вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская) . Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.

Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их приняли к себе местные жители.

Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба, собравшая большое число богомольцев. Покровский женский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале. Его настоятельницей была назначена игумения София (Комарова) . Знаменательно, что открытие монастыря произошло в год 450-летия со дня кончины преподобной Софии Суздальской .

24 апреля 1994 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) совершил освящение главного собора Покрова Богоматери. Через несколько лет здесь установили новый четырехъярусный иконостас, иконы для него были написаны сестрами обители.

Сначала монастырские службы совершались только по воскресным и праздничным дням, а с 1993 года они стали проходить ежедневно. С первых лет возродилось и чтение Неусыпаемой Псалтири. В июле 1992 года в надвратном Благовещенском храме был совершен первый монашеский постриг.

В эти же годы Покровская обитель начинает и свое социально-просветительское служение. Силами сестер стали проводиться занятия в воскресной школе, под свою опеку монастырь взял городской дом престарелых и инвалидов. Многим библиотекам и учебным заведениям обитель помогла укомплектовать фонды православной духовно-назидательной литературой. Паломникам и гостям, приезжающим из разных регионов страны, сестры проводят экскурсии и показывают монастырские святыни.

Открытие монастыря вновь вернуло к вопросу о почитании преподобной Софии Суздальской . С каждым годом увеличивалось число богомольцев, притекавших с усердными молитвами к святой подвижнице, праздничные богослужения в дни ее памяти собирали многочисленных паломников из разных епархий.

14 августа 1995 года было совершено возрождение почитания преподобной Софии с обретением ее святых и многоцелебных мощей.

Использованные материалы

Страницы истории на официальном сайте монастыря

http://www.spokrov.ru

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.