Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Анатолий (Грисюк) ( 1880 - 1938 ), митрополит Одесский и Херсонский , священномученик .
Память 10 января , в Соборе новомучеников и исповедников Российских .
В миру Грисюк Андрей Григорьевич, родился 20 августа 1880 года в городе Ковель Волынской губернии в семье уездного казначея. С детства мальчик привык к труду, простому образу жизни, поскольку семья жила очень бедно. Было у Андрея ещё две сестры: Раиса и Мария, впоследствии во многом разделившие его жизненные испытания. Благочестиво пожив, родители Андрея скончались: отец - в предгрозовом 1905 году, мать - в мятежном 1917 году.
В 1900 году Андрей окончил Волынскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию . Здесь окрепло в нём желание послужить Богу в иноческом чине. В 1903 году его постригли в монашество с именем Анатолий. В этом же году он был рукоположен в иеромонаха .
В 1904 году отец Анатолий окончил Киевскую духовную академию, став профессорским стипендиатом. В 1908 году он успешно защищает научную степень магистра богословия, с 1911 года — становится доцентом академии и возводится в сан архимандрита . Его научный интерес сосредоточился на изучении истории сирийского монашества до арабского нашествия.
В течении двух лет он работал с древнейшими рукописями в Патриаршей библиотеке в Константинополе , а знание французского, немецкого, английского, греческого и латинского языков позволило ему ознакомиться с новейшими исследованиями на эту тему. В 1912 году архимандрита Анатолия назначают экстраординарным профессором Киевской духовной академии. В том же году он был переведён в Москву и назначен инспектором духовной академии .
Епископ Чистопольский
В 1913 году архимандрит Анатолий был призван к епископскому служению: состоялась его хиротония во епископа Чистопольского , викария Казанской епархии . При совершении таинства посвящения присутствовавшии на нём были удивлены чудесным явлением: в момент посвящения на главу новорукополагаемого откуда-то упал сноп света, образуя дивное сияние вокруг головы.
Вскоре епископ Анатолий был назначен на должность ректора Казанской духовной академии . И хотя последовал указ от богоборческой власти закрыть все духовные учебные заведения, Владыка лишь формально подчинился ему. Академия, сохраняя учебную программу и прежнюю структуру, занималась как бы частным порядком, как частное учебное учреждение. Но через полтора года чекисты вскрыли присланный епископом Анатолием патриарху Тихону пакет с отчётом о учебной деятельности академии. Вскоре в марте 1921 года святитель Анатолий был арестован. И хотя формально закон нарушен не был, его осудили на год тюремного заключения.
Самарский архиерей
С 1922 года святитель назначается епископом Самарским и Ставропольским . Не терпя безкомпромиссного и безбоязненного служения святителя Анатолия Господу, богоборцы 24 февраля 1923 года вновь заключили его в узы, но 4 августа вновь освободили.
После выхода из заключения владыка возводится в сан архиепископа . Всего через полмесяца, 18 сентября, за сопротивление обновленческому расколу его снова арестовали. В застенках Г.П.У. святителя жестоко избивали, у него была повреждена челюсть, сломаны два ребра. С тюремной больницы, где он перенёс тяжёлую операцию, его отправили в 1924 году на три года сначала в Полторацк (ныне Ашхабад ), а затем в Красноводск ( Туркмения ). Несмотря на свои страдания, он всегда печалился прежде всего о судьбах Церкви, о чем свидетельствовали его письма из Красноводска, в которых он постоянно интересовался состоянием церковных дел и церковной науки. Претерпев, помимо бесчеловечного режима заключения, тяжелую операцию, архиепископ Анатолий после окончания тюремного срока в 1927 году поселился в Москве .
В своём стоянии за истину он не отошёл от митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его « Декларации » 1927 года и оставался его ближайшим помощником.
Одесский владыка
С 1928 года владыка назначается архиепископом Одесским и членом Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя , митрополите Сергии (Страгородском).
21 октября 1932 года он был возведён в сан митрополита . Он выдвигался тогда даже на пост экзарха Украины , но, по смирению своему, от этого высокого поста уклонился.
С 1934 по 1935 годы святитель временно управляет ещё и Харьковской епархией . Есть свидетельства, что в 1934 или 1935 году владыка, присутствуя на совещании у епископа Варфоломея (Ремова) , вместе с митрополитом Арсением (Стадницким) признал дальнейшее следование завещанию старца Алексия Зосимовского — поминать предержащие власти и не отходить от митрополита Сергия — губительным. На глазах у владыки были уничтожены многие одесские храмы. Сам он преимущественно служил в Успенском соборе . Вокруг него собиралась религиозно настроенная молодёжь из интеллигенции. Святителю желалось подготовить молодых юношей к иерейскому сану. Владыка по характеру своему был очень мягок, сердечен, добр. Жил он очень скромно, «убогенько». К службе, когда еще можно было, ездил на дрожках, часто без сопровождения, а в последнее перед арестом время он ходил пешком, опустив глаза и сосредоточенно молясь. Всегда он был спокоен, сохранял мир души. Когда святитель совершал Божественную литургию , все у него было просто, проникновенно и сосредоточенно. Присутствие святителя в алтаре и храме производило во всех благочестивую перемену: люди умиленно взирая на него, освобождались от тревожных переживаний и забот времени, умиротворяясь душой, укреплялись во благом уповании.
Последние годы и мученическая кончина
Последним местом служения святителя стала Свято-Димитриевская церковь , последний открытый храм Одессы . После ареста в 1931 году почти всех одесских священников, Владыка ходил в советские учреждения с просьбою об их освобождении. Его всячески унижали, а затем и самого стали вызывать на ночные допросы в Н.К.В.Д. Бывало, что даже во время архиерейского богослужения прямо в храм являлись агенты с требованием немедленно пройти на допрос. Всегда кроткий и смиренный, святитель Христов умел в эти моменты, разжегшись Божественной любовью и ревностью, ответить строго и со властью, Богом ему данною, так, что посыльные,чувствуя силу и величие духа его, с трепетом до времени отступали. По окончании продолжительной службы владыка, прибыв по вызову в Н.К.В.Д., просиживал до самого вечера в приемной, и наконец, уже поздней ночью ему приходилось переносить крики, оскорбления и издевательства.
В последние дни перед арестом последовал запрет облачать митрополита Анатолия посреди церкви, а накануне ареста ему вообще запретили совершать богослужения. В ночь с 27 на 28 июля 1936 года владыку арестовали в Одессе. Власти поспешили вывезти его в Киев . Там его продержали в тяжелейших условиях в тюрьме в течении полугода. В декабре для дальнейшего «следствия» он был отправлен в Москву. В начале 1937 года Н.К.В.Д. объявило приговор: заключение в лагерь сроком на пять лет.
Перед ссылкой на север владыка был уже почти лишён возможности владеть ногами. Но его отправили общим этапом вместе с уголовными преступниками, которые в дороге обворовывали беспомощного старца. От стоянки до стоянки его гнали пешком, подталкивая в спину прикладами. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. Так святитель оказался в Кылтовском Ухто-Печёрском лагере (республика Коми ). Здесь его, хронически больного язвой желудка, миокардитом, с больными лёгкими принудили к тяжёлому труду. В документах лагеря о заключённом митрополите значилось: «Работает добросовестно, к инструментам относится бережно. Дисциплинирован. Качество работы удовлетворительно». В июле владыка заболел воспалением лёгких, но жестокий режим работ не смягчился. Запись охранника сообщает: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается». Ещё позднее сообщается, что заключённый «к физической работе не пригоден».
В конце 1937 года святитель почти потерял зрение. К нему приехала его родная сестра Мария, чтобы хоть чем-то помочь страдальцу. Он просил разрешить ему увидеть её родное лицо хотя бы перед смертью, но и эту малость не разрешили.
Несмотря на жестокую атмосферу заключения, священномученик сохранил у себя Евангелие . Он пребывал в спокойствии духа, в глубокой молитве. В узах он веселился надеждой небесной свободы. Перед кончиной к владыке пришли, чтобы отнять нательный крест и Евангелие. Евангелие палачи вырвали, но крест Владыка не отдал и, защищая его хладеющими руками, отошёл ко Господу 23 января 1938 года в больнице Ухто-Печерского концлагеря.
Почитание
Останки святителя были благоговейно погребены в вечной мерзлоте бывшими с ним в заключении православными, на его могиле они сделали маленький крест из веточек. Один из них, впоследствии подвижник Одесского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Пимен (Тишкевич) , свидетельствовал, что во время кончины святителя Анатолия над лагерным бараком засветилось сияние.
О блаженном состоянии, в коем пребывает святой священномученик Анатолий, поведал его бывший иподиакон Георгий, рассказавший следующее. Со времени прибытия митрополита Анатолия в Одессу и до самого его ареста Георгий прислуживал ему. Когда приблизилось время ареста, святитель, по-отечески жалея юность Георгия, говорил ему: "Георгий, меня могут арестовать. Не приходи больше ко мне." Но верный иподиакон неизменно отвечал: "Владыко, я ничего не боюсь. Я буду Вам служить до последней минуты." Так он был до конца верен своему архипастырю. И вот в 1959 году Георгий, уже будучи в летах, тяжело заболел. В этом тяжелом состоянии с ним произошел инфаркт. Врачи тщетно боролись за его жизнь. Он умер. В этот момент, как сам Георгий об этом свидетельствовал, к нему явилась его покойная сестра Анна, которая была при жизни очень благочестива. Георгий вместе с ней был восхищен на небеса. Там он увидел прекрасные палаты, а в них - сидящего на престоле священномученика Анатолия с золотым венцом на голове, окруженного множеством стоящих возле его престола архиереев и иереев. Георгий удостоился благословения и беседы святителя Анатолия и наслаждался небесным покоем. Георгию было предложено остаться в блаженном месте райских обителей, но он вспомнил о своих еще юных детях и, руководствуясь родительским долгом, стал проситься назад. После этого Георгий ожил и прожил еще около 5 лет. Он часто благодарно со слезами говорил: "Я служил архипастырю до последней минуты и владыко не забыл меня. В мою последнюю минуту он вымолил мне у Господа жизнь".
В 1997 году святитель Анатолий был прославлен как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской Православной Церковью . Затем он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Молитвы
Тропарь, гл.5
Во святителях благочестно пожил еси, и мучения путь скончав, богоборцев ярость посрамил еси, поборник Христову стаду был еси, богомудре. Темже тя почитаем ныне, вопиюще: священномучениче Анатолие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, гл.5
Апостолов сопрестольниче и святителей украшение, православным щит и утверждение был еси, просвещая безбожия нощь глубокую. Сего ради явился еси священнострадалец за Христа. От бед избави нас твоими молитвами, священномучениче Анатолие.
Молитва
О священномучениче святителю отче Анатолие! К тебе, молитвеннику теплому и пред Богом предстателю усердно притекаем. В лютую годину гонений и испытаний земли нашея, внегда безбожныя врази предаша смерти верныя рабы Божия и храмы святыя сокрушиша, явил тя Господь Церкве своея аки столп непоколебим и людем Божиим пастыря добра, душу свою за овцы полагающа и волки душепагубныя далече отгоняюща. Ныне убо призри на нас, со умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающих. Крепость бо наша в нас оскуде и вражия ловления и сети окружиша нас. Молися за нас, да не погибнем до конца со беззаконьми нашими, но да обратит нас Господь на стезю покаяния и спасения, да простит нам вся согрешения наша и ниспошлет мир на грады и веси наша, избавит нас от нашествия иноплеменников, междоусобныя брани и всяких раздоров и нестроений. Утверди, священномучениче, веру и благочестие во всех чадах Православныя Церкве, испроси нам от Господа мужества дар, да явимся наследницы Царствия Небеснаго, сохраняя верность до конца жизни нашея Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4752.htm
Тит (Бородин), архим., ред., Житие священномученика Анатолия Одесского , Одесса, Свято-Михайловский женский монастырь, 1997:
http://www.pravoslav.odessa.net/sitejurnal/sanatoli.html
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент