Значение АНАТОЛИЙ (СТАНКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое АНАТОЛИЙ (СТАНКЕВИЧ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Анатолий (Станкевич) ( 1821 - 1903 ), епископ Калужский и Боровский .

В миру Станкевич Александр Андреевич, родился в 1821 году в семье священника Минской епархии .

В 1843 году окончил Литовскую духовную семинарию .

2 апреля 1844 года был рукоположен во священника , а затем, овдовев, 5 декабря 1848 года был пострижен в монашество . В этом же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую в 1853 году окончил со степенью магистра богословия и был назначен инспектором Минской духовной семинарии .

6 января 1856 года был возведен в сан игумена , а 5 августа 1860 года - возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой духовной семинарии .

С 4 апреля 1861 года - настоятель Витебского Маркова монастыря .

С 13 марта 1867 года - настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря , а с 1868 года смотритель Новгород-Северского духовного училища .

С 29 апреля 1876 года - преподаватель Симбирской духовной семинарии .

9 января 1879 года был назначен настоятелем русской посольской церкви в Афинах . Здесь он проявил особенную деятельность, устроив при посольской церкви училище для русских детей и образовав при Посольской миссии ученый ареопаг из русских и греков.

25 мая 1886 года состоялась его хиротония во епископа Балтского , викария Подольской епархии . Затем, с 24 апреля 1887 года был епископом Острогожским , викарием Воронежской епархии , а с 12 июля 1890 года - епископом Уманским , викарием Киевским.

29 сентября 1892 года он был назначен епископом Калужским и Боровским .

29 января 1894 года был уволен от управления епархией и назначен членом Московской Синодальной Консистории (или Конторы) и настоятелем Заиконоспасского монастыря . 20 декабря 1898 года последовало его увольнение от всех должностей по состоянию здоровья.

Скончался епископ Анатолий 23 января 1903 года на покое в Московском Новоспасском монастыре [1] .

Пользовался любовью и уважением за благолепное служение в церкви, за трогательное чтение Евангелия (особенно в Страстную Неделю ), за поучительные и разумные проповеди, которые он говорил всегда наизусть. Отличался широкой гуманностью и сердечной добротой. Пожертвовал две древнейшие пергаментные эфиопские рукописи в Санкт-Петербургскую духовную академию.

За недолгое время своего правления епископ Анатолий сделал весьма немало для Калужской епархии. Им, к примеру, были учреждены школы для детей из пригородов, на которых он обращал серьезное внимание, справедливо отмечая, что нравы жителей пригородов, оторванных от своих корней, ниже не только сельских, но и городских. Уделял Владыка внимание и делу борьбы с ересями: несмотря на свой преклонный возраст он сам ездил с проповедями по местам, зараженным сектанством, и только в Тарусском уезде обратил около 70 хлыстовок.

Будучи добрым и неленостным архипастырем Христовой Церкви, епископ Анатолий требовал такого же отношения к своим пастырским обязанностям и от своих клириков. Кроме того, Владыкой были предприняты меры для повышения уровня диаконов и псаломщиков: были повышены требования для иносословных ставленников, а также установлено, чтобы благочинные лично экзаменовали посвящаемых в стихарь псаломщиков. Выразительной иллюстрацией подобной деятельности Преосвященного может быть его резолюция, наложенная на прошение о предоставлении лучшего места: "Голословное прошение. Сколько лет священнодействует проситель? Сколько лет законоучительствует в школе? Какие успехи оказал по церковному учительству? Сколько раскольников обратил в православие? Какие исполнил поручения от епархиальной власти? Вот программа прошения для получения лучшего иерейского места".

Для достижения намеченной епископом Анатолием цели - уврачевания духовных недугов уже поразивших общество в конце Х1Х века - им были предприняты чрезвычайно необходимые меры по учреждению самостоятельных приходов. Действие это должно было ликвидировать ненормальное положение, когда во многих калужских деревнях церквей не было, а в некоторых селех были трех-, и даже четырехштатные храмы. Пагубность подобной ситуации, при которой бездуховного окормления оставались прихожане в обоих случаях, отмечали многие современники. Многоплодная деятельность престарелого архипастыря на Калужской кафедре была недолговечной - уже 24 января 1894 года он отпрашивается на покой, в Москву, где назначается настоятелем Новоспасского монастыря , членом Московской Синодальной Конторы . В дальнейшем здоровье епископа Анатолия продолжало ухудшаться, и в 1898 году он был уволен со всех должностей, а 23 января 1903 года скончался, оставив калужанам добрую о себе память.

Труды

"Наставления, внушаемые приходским священникам при coвершении cв. Таинcтв. Слово было сказано в неделю о Закхее", Гродненские Епархиальные Ведомости , 1904, № 8.

"Слово, сказанное в неделю о Закхее", Гродненские Епархиальные Ведомости , 1904, № 8.

Литература

Церк. Вед. , 1889, № 16, 195; 1890, № 31, 351; 1892, № 41, 413; 1894, № 6, 57.

Приб. к "ЦВ" , 1891, № 8, 229; № 41, 1419; 1903, № 5, 161-164.

Церк. Вестн. , 1891, № 8, 115; № 11, 163; № 41, 651; № 51-52, 817.

Изв. Каз. еп. , 1887, № 10, 230; 1886, № 8, 190.

Рус. Арх. , 1910, кн. 1-я, № 1, 97-98.

Труды К.Д.А. , 1891, май, 193.

Булгаков, 1398, 1402, 1403, 1408.

БЭС , т. 2, стб. 1176.

БЭЛ , т. 3, стб. 850, т. 10, стб. 622, т. 8, стб. 114.

Родосский, А., Словарь воспит. СПБ Дух. Акад. , 13, 14, 15.

"Об епископе Анатолии (Станкевич)", Русск. Паломн. , 1894, № 11.

"Об Анатолии (Станкевич)", Калуж. Епарх. Вед. , 1894, № 4, 1903.

"Об Анатолии (Станкевич)", Истор. Записка о Калужской еп. , Калуга, 1900, 26.

Самчевский, И. А., Воспоминания об еп. Анатолии (Станкевичe) , Киев, 1894, сентябрь, 335.

Некрологи: "Еп. Анатолий (Станкевич)", Лит. Еп. Вед. , 1903, № 3, 5; "Еп. Анатолий (Станкевич)", Церк. Вестн. , 1903, № 6; "Еп. Анатолий (Станкевич)", Грод. Еп. Вед. , 1903, № 5 и № 23.

"Адрес от Каменец-Подольских евреев еп. Анатолию (Станкевичу) в 1887 году, по поводу его перевода" (адрес в подлиннике и переводе хранился в библиотеке СПБ духовной акаедемии, 1904, № А, № 272).

Здравомыслов, "Хроника" Саввы III, 518 (Об епископе Анатолии Станкевиче).

Здравомыслов, "Об еп. Анатолии Станкевиче", Полоцкие Епарх. Ведомости 1903, № 4.

Болотов, В. В., "Описание 2-х древнейших пергаментных эфиопских рукописей, пожертвованных Анатолием (Станкевичем) в СПБ Духовную Академию", Христ. Чтен. , 1905, ноябрь.

"Адрес по случаю 50-летнего служения в священном сане епископа Анатолия (Станкевича)".

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г. , 82-83, 1903 г., 234-235.

Списки архиереев Иерархии Всерос. , СПБ, 1896, № 497, 75.

Мануил, архиеп. Куйбышевский, Каталог русских архиереев , ч. 1., 1959, 196.

Использованные материалы

http://www.orthodox.org.ru/dioceses/kaluga/a_anat.htm

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_663

[1] При этом погребен не в Москве , поэтому в "Московском Некрополе" т. 1, 23, не значится.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.