Значение АНАТОЛИЙ (СОКОЛОВ) в Православной энциклопедии Древо

АНАТОЛИЙ (СОКОЛОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Анатолий (Соколов) ( 1865 - 1942 ), бывший епископ Енотаевский , викарий Астраханской епархии, обновленческий "митрополит Костромской".

В миру Соколов Феодот Андреевич, родился 7 июня 1865 г. в городе Ново-Быхов Быховского уезда Могилёвской губернии.

В 1887 г. окончил Гомельскую духовную семинарию , рукоположен во священника . Служил на приходе и одновременно состоял законоучителем Ново-Быховского церковно-учительского заведения.

В 1890 году - надзиратель Оршанского духовного училища .

В 1891 году возведен в сан иерея и назначен законоучителем Ново-Быховской церковно-учительской школы.

В 1900 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия.

1 июня 1904 г. - законоучитель Перновской мужской гимназии.

24 ноября 1904 г. - законоучитель Рижской гимназии.

12 августа 1914 г. - смотритель Торопецкого духовного училища . Овдовел.

24 мая 1915 г. пострижен в монашество , а 25 мая 1915 г. - возведен в сан архимандрита .

С 8 февраля 1917 г. - ректор Виленской духовной семинарии . Затем председатель Училищного совета при Святейшем Синоде.

21 сентября 1919 г. - Святейшим Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Енотаевского , викария Астраханской епархии.

В ноябре 1919 г. прибыл в Астрахань . В связи с тем что в июне 1919 г. архиеп. Астраханский Митрофан (Краснопольский) и еп. Царевский Леонтий (Вимпфен) были расстреляны, на епископа Анатолия было возложено управление Астраханской епархией .

С назначением в марте 1920 г. на Астраханскую кафедру архиеп. Палладия (Соколова) еп. Анатолий был перемещен на Царевское викариатство Астраханской епархии.

Архиеп. Палладий пробыл на кафедре 3 месяца и в июне 1920 г. скончался. Епископ Анатолий снова был переименован в епископа Енотаевского и назначен управляющим Астраханской епархией .

Во время объезда епархии в 1920 г., причиной которого было обновление неск. икон, еп. Анатолий в проповедях объяснял политическую ситуацию в стране борьбой антихриста с Богом, что вызвало несколько случаев возмущения верующих против советской власти. Власти арестовали ряд священнослужителей. В конце 1921 г. на Астраханскую кафедру был возведен сщмч. архиеп. Фаддей (Успенский) ; из-за ареста он не смог прибыть в Астрахань, поэтому еп. Анатолий продолжал управлять епархией.

В 1922 году, во время голода, бушевавшего в Поволжье, Советское правительство развернуло кампанию по изъятию церковных ценностей . Святейший Патриарх Тихон (Белавин) на эту кампанию властей отреагировал очень жестким посланием, в котором не благословлял верующих отдавать ценности, имеющие богослужебное значение. Епископ Анатолий (Соколов) воспринял это послание Патриарха и, в свою очередь, 10/23 марта 1922 года обратился к астраханской пастве с посланием, полностью выдержанном в тонах послания Патриарха. Он призывал верующих откликнуться на призыв о помощи голодающим жителям Поволжья, пожертвовать на их нужды, кто чем может, а церковным советам благословлял отдать на это дело только предметы не богослужебного пользования.

"Я не допускаю, — писал епископ Анатолий, — чтобы среди церковных советов нашлись такие деятели, которые под влиянием духа времени устроили бы из церковных ценностей то, с чем не может помириться совесть верующего человека и его религиозные чувства. Во избежание сего считаю священным долгом своим предостеречь церковные советы, чтобы не делали никаких уступок... и чтобы люди нашей церкви Божией не причиняли ей болезней и страданий, не лишали ея красоты, благолепия, не понесли ущерба уставности в отправлении церковных богослужений".

После этого епископ Анатолий вместе с протоиереем Дмитрием Стефановским , профессором А. А. Дмитриевским и рядом других лиц были привлечены к суду.

"Тактическое" уклонение в раскол

В начале июля 1922 года епископ Анатолий собрал в Иоанно-Предтеченском монастыре все городское духовенство и уездных благочинных. Он зачитал документ об организации в центре ВЦУ и сообщил, что это вполне законная и преемственная церковная власть. На собрании выступил один из местных «идеологов» обновленчества — священник Ксенофонт Цендровский с докладом о программе « Живой Церкви ». Едва докладчик закончил изложение живо-церковной программы, как присутствующие услышали из уст церковного старосты Ильинской церкви Баринова послание митрополита Агафангела (Преображенского) , разоблачающее обновленчество. Раздались крики: «Долой Анатолия (Соколова)», «Гоните Цендровского», епископ Анатолий еле успел укрыться от разгневанной толпы в доме настоятеля Троицкого храма отца Григория Степанова.

Сразу же после этого собрания многие астраханские священнослужители подали заявление, в которых отказывались признавать подлинность ВЦУ . В создавшейся ситуации владыка Анатолий заявил, что он вступил в группу « Живая Церковь » по тактическим соображениям, что обновленцам он вовсе не сочувствует, и когда изменятся обстоятельства, обязательно выйдет из ее подчинения. Православные не стали прерывать канонического общения с епископом Анатолием, продолжая поминать его имя на ектениях за богослужением.

Судебное разбирательство

В августе 1922 года началось следствие по делу епископа Анатолия. На время следствия владыка был подвергнут домашнему аресту у себя в келии в астраханском во имя св. Иоанна Предтечи монастыре , лишившись возможности совершать богослужение в храмах и управлять епархиальными делами. Желание видеть епископа, естественное беспокойство за его судьбу привлекло в монастырь массу верующих людей. Власти были очень обеспокоены этим и вскоре заменили владыке арест на подписку о невыезде.

15 ноября начался судебный процесс, который происходил в актовом зале бывшей городской Думы. Процесс был открытым, длился несколько дней и вызвал вокруг себя ажиотаж. Епископ Анатолий, обязанный являться на каждое заседание суда, рано утром выходил из Иоанно-Предтеченского монастыря и пешком направлялся к зданию суда. С первого дня его уже окружала многотысячная толпа, сопровождавшая его всю дорогу. Вся Советская улица была забита народом, отчего владыка с трудом достигал здания суда к началу судебного заседания и даже опаздывал. Опоздание епископа дало обвинителю Фокину повод для требования изменения меры пресечения для владыки, т. е. чтобы он был взят под стражу, так как опаздывает «по неизвестным причинам». Но суд отверг притязания обвинителя. Суд вынес епископу Анатолию очень мягкий приговор — год условного заключения. Такие же небольшие сроки условного наказания были вынесены и другим обвиняемым по этому делу.

Окончательное уклонение в раскол

После состоявшегося в мае 1923 года «обновленческого» Собора в Москве , на котором Святейший Патриарх Тихон (Белавин) был "лишен сана", ситуация в Астрахани коренным образом изменилась. Епископ Анатолий, поддерживаемый обновленческим «лжеепископом» Михаилом (Постниковым) , стал категорически требовать от православного духовенства и мирян признать «лжесобор 1923 года» и созданный " Высший Церковный Совет ". Собравшиеся в Успенском соборе представители от всех православных приходов г. Астрахани постановили: Собор 1923 года каноничным не считать и Высшему Церковному Совету не подчиняться.

С приездом 9 декабря 1923 года в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского) положение епископа Анатолия стало совсем неоднозначным.

Возглавляемые Анатолием деятели раскола заняли большую часть астраханских храмов, к 1924 г. православным в городе принадлежало всего 10 храмов.

В 1924—1925 годах Анатолий (Соколов) дважды писал архиепископу Фаддею (Успенскому) о необходимости примирения. С этими письмами ходил к владыке Фаддею «обновленческий» священник Боровков. Владыка Фаддей не принимал Боровкова, а, прочитав письма, передавал через келейника, что он примет в общение с Церковью каждого желающего покаяться, но не признает обновленчество за Церковь и не может говорить о примирении с ним. Епископ же Анатолий не хотел приносить личного покаяния, а настаивал лишь на «воссоединении». С этим он даже сам лично приезжал к архиепископу Фаддею, но тот уклонился от встречи с обновленческим епископом.

В 1924 г. Анатолий был возведен обновленцами в сан " архиепископа " [1] .

С 1927 г. - " митрополит Астраханский и всея Нижния Волги". В том же году Анатолий (Соколов) стал обновленческим «митрополитом Крымским »

В 1933 году - правящий Луганской епархией .

В 1935 году - правящий Костромской епархией .

9 сентября 1937 г. уволен за штат.

Скончался в январе 1942 г. в городе Костроме в полном одиночестве, покинутый всеми верующими, без покаяния, вне общения со св. Церковью. Отпевал его служивший в той же церкви псаломщиком обновленческий «митрополит» Корнилий (Попов) .

Литература

"Церк. Вед." 1917, № 8, с. 53.

"Церк. Обновл." 1925, № 5, 6, 7, с. 33.

Вестн. Св. Син. Пр. Р. Ц. (Обновл.) 1926 года, № 12-13, с. 7.

ФАОС дело № 27.

Кат-ЯВ № 40, с. 21.

Кат-АМ № 46.

Кат-ЕС № 2, с. 1 п/№ 2.

Дополнения к Кат-ЕС.

"Именной список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семинар. на 1917 год", с. 119.

ФАМ № 1, с. 45.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_559

Статья Православной Энциклопедии

http://pravenc.ru/text/115002.html

Статья на сайте Астраханской епархии

http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/vladyki/anatolyi.htm

[1] По данным ortho-rus.ru возведен обновленцами в сан "митрополита" 18 января 1924 г. с назначением на Крымскую кафедру.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.