Значение слова СОЗОМЕН в Православной энциклопедии Древо

СОЗОМЕН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Созомен (Ермий) Саламанский ( V в.), византийский церковный историк.

Годы его рождения и кончины неизвестны, место пребывания и деятельности его — Константинополь .

Его "Церковная история" обнимает время от 323 до 439 г., но до нашего времени сохранился рассказ лишь до 423 г. Недостаток сочинения Созомена — отсутствие самостоятельности. Хотя в нем и видно непосредственное знакомство с первоисточниками ( Афанасий Великий , Руфин Аквилейский , Филосторгий ), но Валезий , а из новых ученых — Ад. Гарнак и Иееп (Jeep), считают его труд в большей или меньшей степени плагиатом соч. Сократа Схоластика , которым он постоянно пользуется, вовсе о нем не упоминая (что, впрочем, в те времена было в обычае). Некоторые критики, впрочем, объясняют близкое сходство Созомена н Сократа тем, что оба пользовались одними источниками, причем Созомен не знал о работе Сократа. Ад. Гарнак предполагает, что Созомен писал свою историю собственно для монашествующих, так как, по сведениям Гарнака, он родился в Палестине , в Газе , и воспитание его происходило под влиянием монахов, между которыми он упоминает своего деда. Против этого проф. А. И. Лебедев возражает, что Созомен прямо называет труд предназначаемым не только для духовенства, но и для простых верующих и даже для язычников. По мнению проф. Лебедева, у Созомена было под руками много источников, совсем не известных Сократу: Созомен рассказывает много нового о монашестве, о христианстве в Персии , о подвигах Мартина Турского , о событиях из жизни Константинополя. История Созомена отличается от Сократовой еще направлением: он не сочувствовал Оригену и холодно относился к поэзии и философии эллинской. Созомен старается говорить красноречиво, Сократ — серьезно и сухо. По мнению проф. Лебедева, от Сократа, как и от других писателей, Созомен усвоил лишь лучшие мысли; так, он утверждал что язычники, при появлении христианства, были подготовлены к нему не менее, чем иудеи; он хорошо отзывался об образовании и способностях таких еретиков, как Арий , Аэций , Акакий Кесарийский , Аполлинарий Лаодикийский . Созомен написал также историю трех первых веков христианства, но она не дошла до нас.

Литература

А. Лебедев "Греческие церковные историки IV, V и VI вв." (1890);

Ст. Гарнака в "Real-Encyclopaedie" Герцога.

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.