Значение слова СВЯТИТЕЛЬ в Православной энциклопедии Древо

СВЯТИТЕЛЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Святители – сонм святых из епископского чина, почитаемых церковью как предстоятели отдельных церковных общин, которые своей святой жизнью и праведным пастырством осуществили промысел Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному.

Епископ являет своей Церкви образ Божий, символизируя Христа во время евхаристического богослужения и возглавляя общину во всей ее духовной жизни. Св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) уподобляет епископов Христу, а пресвитеров , помогающих ему в управлении церковью, – апостолам. Вместе с тем епископ соединяет в себе церковную общину, предстательствует за нее перед Богом. Как писал Св. Киприан Карфагенский (ум. 258 г.), “епископ в Церкви, и Церковь в епископе”.

Святость святителей как предстоятелей церкви (при условии беспорочной жизни и праведной кончины) есть прежде всего выражение святости самой Церкви как Тела Христова. Будучи ходатаями перед Богом за свою паству при жизни, епископы остаются таковыми и после кончины. Епископы получают дар учительства (см. Тит. 1. 9) и продолжают апостольское служение, выражением их непрерывной связи с апостолами служит апостольское преемство – рукоположение епископов совершается непрерывно с апостольских времен, когда апостолы поставили первых епископов. Соответственно, и почитание святителей находится в преемственных отношениях с почитанием апостолов.

Первоначально почитание епископов сосредоточивалось в местных церквях, каждая местная община чтила и праздновала память всех своих предстоятелей (епископов) со времени ее основания (кроме, естественно, впавших в ересь или как-либо иначе оказавшихся недостойными). Имена епископов заносились в диптихи и регулярно вспоминались по время богослужения. Созомен в своей Церковной истории ( V в.) говорит и о ежегодном чествовании памяти святителей как установившейся практике; так же как и у мучеников, память их праздновалась в дни их преставления. По мере становления общецерковного культа отдельных святых, почитание святителей перерастало рамки их епархий и делалось общецерковным. Этому способствовало и формирование иерархической структуры церковной юрисдикции (патриаршества, архиепископии, митрополии), когда предстоятели старших церквей почитались всею церковной областью. Так, в числе святых почитаются все римские папы первых веков христианства, почти все патриархи константинопольские, начиная с Митрофана ( 315 - 325 гг. правления) и до Евстафия ( 1019 - 1025 гг. правления), кроме впавших в ересь, покинувших кафедру или ведших недостойную жизнь.

В последующее время в канонизации архиереев появляется существенная избирательность, и это свидетельствует об определенном изменении концепции святительской святости: акцент переносится с праведного пастырства на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. Это изменение концепции было обусловлено, видимо, распространением общепочитаемости на лик святителей, когда лишь отдельные местночтимые епископы оказываются в числе чтимых всею церковью святых (что предполагает избирательность).

Существует новелла императора Льва Мудрого ( 886 - 911 гг. правления), в которой предписывается, чтобы во всей греческой церкви, наряду с апостолами и мучениками, праздновалась память семи знаменитейших святителей: Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского и Епифания Кипрского . Нужно думать, что этот указ закреплял уже сложившуюся практику, и это показывает, что избирательность уже была ей присуща.

В Русской Церкви избирательность в почитании святителей имеет место с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий , третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей ( 23 мая ); характерно, что одновременно были обретены мощи его преемника Исаии , однако почитание его памяти установлено не было; избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты московские Петр , Алексий и Иона , св. Стефан Пермский .

В честь святителей вынимается четвертая частица из “девятичинной” просфоры . В русском чине проскомидии при этом поминают: “Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого ; Афанасия и Кирилла Александрийских, Николая Мирликийского , Михаила Киевского , Петра , Алексия , Ионы , Филиппа и Ермогена Московских, Никиты Новгородского , Леонтия Ростовского , и всех святых святителей”.

Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый .

Использованные материалы

В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов

http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.