Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Серафим (Глаголевский) ( 1757 - 1843 ), митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский.
В миру Глаголевский Стефан Васильевич.
Родился в 1757 г. (по другим данным в 1763) в г. Калуге в семье причетника Космодамианской церкви .
Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище . Затем продолжил его в Николо-Перервинской семинарии и в филологической семинарии ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Новиковым и Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете.
С марта 1785 г. начал педагогическую деятельность учителем Троицкой семинарии .
В 1787 г. определен учителем риторики в Московской духовной академии и академическим катехизатором.
2 декабря 1787 г. пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре .
С 21 августа 1790 г. - префект Славяно-Греко-Латинской академии .
С 1791 г. - цензор печатных книг.
12 февраля 1795 г. возведен в сан архимандрита Московского Лужецкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории . В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.
28 сентября 1798 г. назначен ректором Московской академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря .
25 декабря 1799 г. хиротонисан во епископа Дмитровского , викария Московской епархии Московским митр. Платоном .
29 января 1804 г. назначен епископом Вятским и Слободским .
7 июля 1805 г. переведен епископом Смоленским и Дорогобужским .
7 февраля 1812 г. переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Св. Синода .
С 30 августа 1814 г. - архиепископ Тверской и Кашинский , постоянный член Св. Синода и член комиссии духовных училищ.
С 15 марта 1819 г. - митрополит Московский и Коломенский .
С 19 июня 1821 г. - митрополит С.-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры.
Скончался 17 января 1843 г.
Погребен в Александро-Невской Лавре в церкви Св. Духа, перед местной иконой сошествия Св. Духа.
Митр. Серафим усиленно заботился о поднятии дела проповедничества, наблюдал за чистотой и строгостью жизни монашествующих, за образом жизни учащих и учащихся в духовных учебных заведениях. Много внимания уделял просвещению, печатанию богослужебных книг. Боролся с масонскими и мистическими идеями.
Он в союзе с Аракчеевым добился от государя низложения министра духовных дел кн. Голицына , склонного к поощрению этих идей. В борьбе с мистическими обществами митрополит держался охранительного направления. На первом же заседании в комитете Библейского общества своим молчанием и угрюмым видом показал несочуствие делу и после отчета заметил: "так могут рассуждать только люди, не понимающие православия".
В мае 1824 г. митр. Серафим был избран председателем Библейского общества , а в декабре того же года, под сильным давлением Шишкова и Аракчеева, он представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено.
Во время восстания декабристов 1825 г. митр. Серафим не устрашился идти к ним на площадь в полном облачении и увещевать их.
Много заботы проявил святитель по устройству храмов, монастырей и духовно-учебных заведений. Стараниями митр. Серафима выстроен в г. Смоленске над Днепровскими воротами новый каменный храм, а чудотворная икона Божией Матери Одигитрии украшена им новою ризою.
Он сделал большие денежные пожертвования на храмы, монастыри и семинарии разных епархий.
К концу своего служения, слабый по силам и преклонный по летам, митрополит во всех делах имел помощников. В последние пять лет он уже не обладал ясностью ума, нигде не бывал, доступ к нему был почти невозможен. В самых крайних случаях его выводили под руки.
Известен как духовный писатель. Пользовался большим уважением Московского митр. Филарета .
В то же время человек он был довольно своеобразный. Одевался обычно в три зипуна или полукафтанья, один короче другого. В комнатах его свободно летали канарейки, пение которых митрополит очень любил.
Эпизод из жизни митр. Серафима.
11 августа 1839 г. в приемной зале с.-петербургского дома митрополита Серафима между другими просителями и жаждавшими благословения преосвященного стоял крестьянин, не обращавший на себя никакого внимания. Преосвященный, собравшийся ехать в Синод, вышел в свою залу, выслушивал просьбы, раздавал милостыню и благословение... Вдруг крестьянин (названные выше), к которому подошел митрополит, взмахнул рукой и закричав: "Еретик, сын антихриста!", - ударил его. Преосвященный в это время нагнул голову и удар пришелся более по клобуку, однако митрополит зашатался и был поддержан подбежавшими к нему служителями. Он сохранил все приличное его сану спокойствие. Отступив сначала спросил его: "За что ты меня ударил?" Но потом, как бы жалея, что сделал и этот вопрос, сказал: "Я тебя прощаю" и вышел из комнаты, не дав никакого приказания о крестьянине. Последний оказался сектантом-беспоповщиком.
Труды
Исследование доказательств бытия Божия. М., 1789.
Пастырское увещание по случаю холеры. СПб, 1831.
Слово при вступлении в 1821 г. на СПб митрополию.
Слово, сказанное в Библейском обществе в 1826 г.
О младенчестве Иисуса (рукопись).
Предупреждение относительно опасности от мистицизма.
Слова и речи на разные случаи.
Письма к митр. Филарету. См. Письма дух. и светских лиц митр. Филарету.
Литература
Санковский А. Краткое описание церквей Смол. еп., вып. 1, с. 15, 19.
Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб, 1913, с. 861, 862.
Его же Русская церковь XIX в., с. 63-67, 132, 133.
Его же Краткое историч. опис. столетия Минской епархии. Минск, 1893, с. 53-56.
Его же История Минской архиепископии (1793-1832). СПб, 1893, с. 514, 516-519, 524, 527, 540, 543.
Чистович И. А. Руководящие деятели в России в 1-й половине XIX в., с. 116, 212-242.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 107.
Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 11, 12.
Пимемский А. Ф. Собрание сочинений, т. 8, с. 187.
Розанов Н. История Моск. епарх. управл. М., 1870.
Булгаков, с. 1398, 1404, 1405, 1411, 1413, 1414.
Толстой Ю., № 184.
Строев П., с. 132, 133, 160, 180, 266, 445, 534, 592, 800.
Денисов, с. 403, 479.
Никанор (Бровкович) Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 29, 105, 106, 108.
Списки архиереев, № 184.
Ист.-стат. опис. СПб епархии, т. VIII.
Пб. Нкр., т. IV, с. 60.
Труды К. Д. А., 1875, июнь, с. 734, 769-770, 776, 777, 782-794, 1884, июль, с. 439.
Рус. старина, 1870, т. 1, с. 258, 291-293, 424, 574; т. 2, с. 223, 224, 574-576, 1872, март, с. 471; апрель, с. 539, 1874, сентябрь, с. 68, 1875, март, с. 641; август, с. 468, 470, 476; сентябрь, с. 204-207, 1876, февраль, с. 321, 323; июнь, с. 299; октябрь, с. 304, 1878, август, с. 571, 1879, апрель, с. 659, 660, 1880, февраль, с. 281; март, с. 510, 706; апрель, с. 714; май, с. 117, 224; ноябрь, с. 605, 1881, январь, с. 207, 208; март, с. 497, 498; сентябрь, с. 188, 1883, июнь, с. 565; август, с. 441; октябрь, с. 166, 1885, январь, с. 119-126; апрель, с. 189, 190; июнь, с. 577, 579, 1886, март, с. 592, 1888, август, с. 304, 1904, январь, с. 97, 233; июль, с. 11; сентябрь, с. 659-663.
Прав. собес., 1899, февраль, с. 198; май, с. 612, 1902, июль-август, с. 150, 1907, сентябрь, с. 36, 1910, март, с. 343, 1914, январь, с. 83.
Истор. вестн., 1882, апрель, с. 33, 35; май, с. 242, 243, 248, 249, 266, 1884, январь, с. 96; февраль, с. 428, 1890, октябрь, с. 189, 190, 1895, февраль, с. 639, 1896, апрель, с. 157, 159, 163, 164, 1900, июль, с. 282; октябрь, с. 248, 1905, апрель, с. 89-98, 1908, январь, с. 271.
Сборник для люб. дух. чтен. М., 1888, с. 345.
Христ. чтен., 1872, апрель, с. 648-709; май, с. 71-150; июнь, с. 183-229, 1900, март, с. 389-395.
Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 431.
Церк. вестн., 1891, № 25, с. 395.
Ж. М. П., 1954, № 4, с. 47, 1959, № 11, с. 37.
Рус. архив, 1870, № 4 и 5, с. 844 п/с. 3, 1872, № 3, с. 456, 1887, кн. 3-я, с. 71 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1888, кн. 2-я, с. 312 (Рассказы о Пушкине); кн. 3-я, с. 395, 587, 593 (Рассказы митр. Филарета), 1889, кн. 2-я, № 11, с. 80, 185, 578; кн. 3-я, с. 105, 1893, кн. 1-я, с. 141, 227 (Письма митр. Филарета к С. Д. Нечаеву); с. 419 (Письма кн. А. Н. Голицына к С. Д. Нечаеву), 1895, кн. 2-я, № 6, с. 189; № 12, с. 486, 1897, кн. 1-я, с. 236 (Записки гр. М. Д. Бутурлина), 1898, кн. 1-я, с. 301 п/с. 14 (Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Фаладельфу Пузыне); кн. 3-я, с. 85 (Пам. записки игум. Евгении Озеровой), 1899, кн. 2-я, № 6, с. 187-194, 203, 209, 217, 1900, кн. 3-я, № 9, с. 136, 367; № 11, с. 427, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 306, 1903, кн. 1-я, № 1, с. 59, 76; № 3, с. 335; кн. 3-я, № 9, с. 126, 1910, кн. 1-я, № 4, с. 492.
БЭЛ, т. III, с. 1182.
БЭС, т. I, с. 593; т. II, с. 1569, 1602, 1676, 2040.
ЭС, т. XXIX-а, с. 590, 591.
РБС, т. XVIII, с. 344-346.
Н. Д., с. 14, 15, 19, 21, 33, 42, 56, 67.
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3066
http://www.otechestvo.org.ua/hronika/20051/h3002.htm
http://www.blagoslovenie.su/history/6.php (иллюстрация)
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент