Значение РАЧКИ ФРАНЦ в Православной энциклопедии Древо

РАЧКИ ФРАНЦ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Рачки (Racki) Франц ( 1828 - 1894 ), славянский ученый и хорватский общественный деятель, горячий панславист и католический священник-глаголят.

Родился в Хорватском приморье, в местечке Фужинах , где искони католики-хорваты пользуются славянскими глаголическими богослужебными книгами и служат литургию на слав. языке.

Учился Рачки в гимназии в Вараждине и сеньской духовной семинарии, затем слушал богословские лекции в Вене , где познакомился со знаменитым впоследствии Штроссмайером . Между ними завязалась самая тесная дружба. По возвращении в Сень Рачки был посвящен в священники ; позже, получив степень доктора богословия, сделался преподавателем и инспектором семинарии.

Он усердно занимался собиранием и разработкой источников церковной истории Хорватского приморья, историей хорватской духовной и светской глаголической письменности, сам снимал древние глаголические надписи (на Кварнерских о-вах), письменно и устно убеждал местных священников разыскивать староглаголические рукописи, грамоты и надписи.

Плодами этих занятий явился целый ряд статей в «Католическом листе» (1853-57) и в журн. «Neren» (1855); наконец, вышло большое сочинение Р.: «Viek i djelovanje Sv. Cyrilla i Methoda slov. apostolov» (Загреб, 1, 1857; 2, 1859). Вторая, большая часть его была окончена уже в Риме .

Избранный каноником хорватского капитула блаж. Иеронима, Рачки с радостью поехал в Рим , хотя в материальном отношении он был лучше поставлен в Сене: его влекла в Италию надежда довершить свое общее образование и поработать в римских библиотеках и архивах по истории родины и южного славянства.

Благодаря энергичным самостоятельным изысканиям в частных и монастырских библиотеках, особенно в ватиканском и неаполитанском архивах, из Рачки выработался отличный, строгий ученый. Он ходил на лекции в немецкий археологический институт, изучая палеографию и дипломатику.

Как горячего панслависта и священника-глаголята его занимали в Риме и другие вопросы. Как он выразился в одном письме, «народное духовенство больше поможет нашему народу, чем вся вооруженная военная граница». На аудиенции у Пия IX он с жаром говорил ему о славянской литургии. В бытность Штроссмайера в 1859 г. в Риме он и Рачки составили для представления папе промеморию «относительно славян вообще и южных в особенности, о том, как должен римский престол о них заботиться, что надлежит ему сделать относительно славянской литургии обоих обрядов и воспитания народного духовенства».

В I860 г. Рачки вернулся в Австрию , где в то время закипела новая жизнь. Ни прежней своей жизнью, ни воспитанием, ни образованием Рачки не был приготовлен к политической деятельности, а между тем он вскоре невольно встал во главе хорватской народной партии и занимал первенствующее место на хорватских сеймах 1861 , 1865 - 1867 , 1868 , 1872 - 1875 гг. С I860 г. он выступал и публицистом.

Успешны были старания Рачки по делам народного просвещения, об основании академии и университета в Загребе . После основания Загребского ун-та Рачки уже мало его касался; но Академия наук была поистине его созданием, и если за свое почти 40-летнее существование она сделала так много для славянской науки, то этим она больше всего обязана Штроссмайеру и Рачки, бывшему ее президентом со дня ее открытия ( 1866 ) до 20 декабря 1886 г., когда пришло извещение, что император не утвердил нового избрания Рачки в председатели. И после этого, однако, Рачки продолжал de facto руководить академией.

Еще раньше открытия академии он задумал издавать ученый журнал под названием «Книжевник». Журнал дал за 4 года много ценных работ Даничича, Ягича, Богишича, Любича, Месича, Лопашича и др. Наиболее крупным вкладом были труды самого Рачки по критической оценке древних источников хорватской и сербской истории.

В журнале «Vienac» за разные годы помещено много статей Рачки, напр. о Ф.М. Достоевском , Писемском , Г. Данилевском , В. Верещагине , И.С. Аксакове , Каткове . Там же в 1887 г. были помещены его «Путевые заметки о России», которую он посетил в 1884 г. по случаю археологического съезда в Одессе ; он побывал также в Киеве , Москве , Петербурге , Вильно и Варшаве .

В 1881 г. Рачки получил приглашение русского правительства занять кафедру римско-католического митрополита в Могилеве . Римский двор уже дал на то согласие, но нежелание оставить академию и просьбы друзей заставили Рачки отказаться от предложения.

По поводу задуманного Римом празднования тысячелетней памяти св. Мефодия в Велеграде Рачки настаивал, чтобы в этот день служить славянскую литургию не только в Велеграде, но и в целом католическом славянстве, где этого пожелают. «Славянам-католикам святые Кирилл и Мефодий дороги тем, – писал он Штроссмайеру, – что они умели сочетать единство церкви с потребностями славянского народа».

Составленные Рачки «Путевые записки о России», особенно о Киеве , Москве , ( Троице-Сергиевой лавре . Московской духовной академии , являются едва ли не единственным примером любовного отношения римско-католического каноника и аббата к "схизматической" России .

Литература

газета «Obzor» (1894, № 36-38)

Смичиклас «Zivot i djela D-ra Franje Rackoga» (Загреб, 1895).

Источники

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.