(1821?95) ? известный деятель против раскола. Родился в Сызрани в раскольничьей семье и сам в первую половину жизни принадлежал к расколу (по федосеевскому толку), занимая в нем весьма видное положение, как хороший начетчик. Строгие меры имп. Николая I против раскола заставили попечителей Преображенского кладбища в Москве подумать о создании нового центра раскола где-либо в более безопасном месте. На средства кладбища П. был отправлен и 1848 г. в Пруссию (отсюда его название "Прусский") и там устроил близ Гумбиннена раскольничий монастырь. В 1851 г. вследствие раздоров в монастыре он удалился на время в Климоуцы (близ Белой Криницы), во в 1862 г. возвратился в свой монастырь, которым и управлял 15 лет (до 1867 г.), стоя во главе федосеевщины и пользуясь громкою известностью во всей России в качестве вождя раскола. В 1868 г. он присоединился к единоверию, после чего он поселился в Москве в Николъском единоверческом монастыре, устроенном на месте мужской половины бывшего раскольничьего Преображенского кладбища и вскоре был сделан настоятелем. Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола. Большая часть его сочинений вышла несколькими изданиями, сделанными отчасти Святейшим синодом. Особенно ценятся его подробные опровержения "Поморских ответов" Андрея Денисова и вопросов "Никодима"; "Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора", "Беседа с поморцем о Пирре" и др. См. о нем (и большую часть его сочинений) в журнале "Братское Слово" и в "Душеполезном Чтении" за 1895 г. статью Н. Колосова. Полное собрание его сочинений изд. в М., 1897 г.
Значение ПАВЕЛ ПРУССКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ПАВЕЛ ПРУССКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012