Значение МАНУИЛ (ЛЕМЕШЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

МАНУИЛ (ЛЕМЕШЕВСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мануил (Лемешевский) ( 1884 - 1968 ), митрополит б. Куйбышевский и Сызранский .

В миру Лемешевский Виктор Викторович, родился 18 апреля 1884 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью.

Образование получил в Либавской Николаевской классической гимназии (ныне город Лиепая , Латвия ), откуда выпустился в 1903 году. Затем учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете; в 1910 году ушёл с последнего курса (в 1920 - вновь потупил в университет). Окончил высшие библиотечные курсы в Ленинграде в 1919 - 1920 годы.

В 1906 году был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года. Им был разработан план учреждения русского Библиографического института.

Духовную службу начал с апреля 1910 года в Николо-Столепнской пустыни Тверской епархии.

2 июня 1911 года пострижен в монашество , 10 декабря того же года возведён в сан иеродиакона .

16 сентября 1912 года рукоположен во иеромонаха в городе Семипалатинске .

С августа 1912 по август 1916 год - помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в городе Семипалатинске.

В 1916 году поступил в Петроградскую духовную академию .

С 1917 года - помощник библиотекаря Петроградской епархии .

Летом 1917 года был секретарём на предсъездном совещании ученого монашества.

В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.

С апреля (утверждён 20 сентября) 1919 года - настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улицы близ Литейного проспекта Александро-Невского общества Трезвости (закрыта в апреле 1923 года). В марте 1920 года основал при ней Спасское братство.

5 августа 1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Ленинградом.

С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР.

С 1921 по 1923 год преподавал Священное писание Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в городе Петрограде.

Арестован 16 июня 1922 года. Под арестом пробыл недолго.

8 сентября 1923 года в Даниловом монастыре города Москвы его бывшим настоятелем епископом Феодором (Поздеевским) возведён в сан архимандрита .

Наречение во епископа Лужского , викария Петроградской епархии было совершено патриархом святителем Тихоном в присутствии членов Священного Синода и приезжих архиереев в числе более тридцати человек в Михайловской церкви Донского монастыря. 23 сентября 1923 года в Московской церкви святого Дмитрия Солунского в Благушах состоялась его архиерейское рукоположение. Тогда же назначен управляющим Петроградской епархией по февраль 1924 года. Хиротонию совершали патриарх Тихон , архиепискоы Верейский Иларион , Костромской Севастиан и епископ Иерофей, в скором времени ушедший в иосифлянский раскол.

Известно о дружбе владыки Мануила с пребывавшим тогда в Александро-Невской Лавре преподобным Серафимом Вырицким [1] .

Вновь арестован 3 февраля 1924 года по обвинению в организации нелегального братства. Приговорён к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Соловках . Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ от 16 сентября 1927 года по отбытии срока наказания лишён права проживания в 6-ти центральных губерниях и пограничной полосе сроком на 3 года. Постановлением от 9 марта 1928 года это решение было отменено.

В феврале 1928 года прибыл в Москву .

С 8 или 11 мая 1928 года - епископ Серпуховский , викарий Московской епархии . С 11 по 15 мая того же года находился в Ленинграде , чтобы засвидетельствовать верующему народу поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и неприятие иосифлянского разделения.

С октября 1929 года также временно управляющий Каширским викариатством , почему именуется Серпуховским и Каширским.

30 января 1930 года подал рапорт об увольнении на покой. Рапорт был принят. С 31 января того же года епархией не управлял.

Подвергался арестам 31 января 1930 , в январе 1932 , в конце 1931 до мая 1932 года владыка находился в одиночном заключении. 20 декабря 1933 был вновь арестован и отправлен в Мариинск , Новосибирской области, где пробыл до весны 1936 года. Затем провел несколько лет в скитаниях, пока 18 апреля 1939 года не был арестован вновь и отправлен в Канск , где пробыл четыре года.

Осенью 1944 года был освобождён.

С ноября 1944 года по 14 февраля 1945 года был в распоряжении архиепископа Тамбовского исповедника Луки , который его радушно принял и дозволил совершать ему, архиерею без кафедры, в кафедральном соборе.

С 14 февраля 1945 года - епископ Чкаловский . В 1946 году началась его работа над фундаментальным каталогом русских архиереев.

21 апреля 1946 года на Пасху возведён в сан архиепископа .

Арестован 4 сентября 1948 и 16 апреля 1949 года осуждён на десятилетний срок и сослан в Потёмские лагеря (Явасе) Мордовской АССР. Освобождён в декабре 1955 года, реабилитирован в 1956 году.

21 декабря 1955 года назначен управляющим Чебоксарско-Чувашской епархией , а 7 февраля 1956 года утверждён архиепископом Чебоксарским и Чувашским.

С 1960 года - кандидат богословия .

С 22 марта 1960 года - архиепископ Куйбышевский и Сызранский .

25 февраля 1962 года возведён в сан митрополита .

25 ноября 1965 года уволен на покой, согласно прошению, по болезни с правом служения и с пребыванием в городе Куйбышеве (ныне Самара ).

Скончался 12 августа 1968 года в Куйбышеве. Погребён в притворе Самарского Покровского кафедрального собора .

Наряду с епархиальными делами владыка увлеченно занимался литературной деятельностью, в первую очередь над его собранием " Русские православные иерархи ." Знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории, а тем более в изучении жизни и деяний архиереев. В его келье стояли ящички с многотысячными карточками, которые содержали сведения по церковной истории, агиологии, о житиях подвижников благочестия и т. п. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой.

Награды

крест на клобук (во внимание к продолжительному и усердному служению Святой Церкви, 22 февраля 1958).

ношение двух панагий (во внимание к более чем 40-летнему служению Церкви Христовой в епископском сане, 14 декабря 1965).

Труды

Труд митрополита Мануила " Русские православные иерархи " является первым фундаментальным собранием биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года (включительно). Всего в нем собраны сведения о более чем 500 русских иерархах.

Также, известное духовное сочинение "От Меня это было..." приписывают либо преподобному Серафиму Вырицкому , либо митрополиту Мануилу. См. полный текст:

"От Меня это было...," сайт посвященный прп. Серафиму Вырицкому:

http://serafim.com.ru/site/nstr_1_1_01.html

См. также

Иоанн (Снычёв), митр., "Митрополит Мануил и его борьба с обновленческим и иосифлянским расколами":

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=5519

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3273

Синодик Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие , СПб., 1999, 8.

http://www.mitropolia-spb.ru/eparhialnie-smi/eparchialnie_ve....php

Статья Биографического словаря миссионеров Русской Православной Церкви :

http://missioncenter.nm.ru/dict/dict.htm?/dict/00156.htm

Жизнеописание на портале Русская цивилизация :

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=5519

"От Меня это было...," сайт посвященный прп. Серафиму Вырицкому:

http://serafim.com.ru/site/nstr_1_1_01.html

http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm

[1] "От Меня это было...," сайт посвященный прп. Серафиму Вырицкому, http://serafim.com.ru/site/nstr_1_1_01.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.