Значение ПИМЕН (БЕЛОЛИКОВ) в Православной энциклопедии Древо

ПИМЕН (БЕЛОЛИКОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Пимен (Белоликов) ( 1879 - 1918 ), епископ Семиреченский и Верненский (Алма-Атинский), священномученик .

В миру: Белоликов Петр Захариевич.

Память 16 сентября , в Соборе новомучеников

Родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Захария Белоликова и его супруги Марии Ивановны — дочери священника Иоанна Орнатского . Известные санкт-петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через отца Иоанна Пётр Белоликов находился в свойском родстве с великим кронштадтским пастырем — святым праведным Иоанном Кронштадтским .

Искреннее благочестие отца и нелицемерная набожность матери заложили в нем основу религиозности.

Обучался в Кирилловском духовном училище и в Новгородской Духовной семинарии . Окончил семинарию по первому разряду.

В 1900 году поступил в Киевскую Духовную Акаде­мию , которую закончил в числе лучших. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов .

6 августа 1903 года принял монашеский постриг.

24 августа 1903 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) .

3 июля 1904 года рукоположен во иеромонаха епископом Платоном , ректором Киевской Духовной Академии.

В 1904 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен миссионером в Урмийскую миссию .

12 августа 1904 года получает приказ о своем назначении миссионером в Урмийскую Миссию . Находясь в Персии , иеромонах Пимен вскоре овладел древнесирийским и новосирийским языками, местными тюркскими наречиями, что дало ему возможность проповедовать православным сирийцам на их родном языке. Он занимается переводами древнесирийских святоотеческих текстов, а так же переводом на сирийский язык богослужебных чинопоследований. Преподавал, а затем ректорствовал в училище при Миссии, защищал интересы православного населения перед персидскими властями. Годы его служения пришлись на т. н. персидские смуты ( 1906 - 1911 гг.). В этот период он издаёт небольшую книгу «Православная Урмия в годы персидских смут». Возведён в сан игумена.

С 1906 года помощник начальника той же миссии.

В 1911 году назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии Владикавказской епархии с возведением в сан архимандрита.

В 1912 году вновь возвратился в Урмийскую Миссию на прежнюю должность. Назначен ректором семилетнего училища при Миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Является редактором журнала « Православная Урмия ». Помимо миссионерской работы, им окормлялись находившиеся в Персии казачьи войска. Ведёт переписку с архиепископом Японским святителем Николаем (Касаткиным) .

К концу 1913 года у Миссии чётко просматривались перспективы широкого присоединения к Православию всего сирийского народа. Был близок к подчинению России и переходу в Православие несторианский национальный центр патриарха Мар-Шимона в Кудчанизе . Присоединение должно было привести за собой сирийцев турецких областей Гявар , Джилу , Тияры , Баз , Тхума . Но начавшаяся летом 1914 года первая мировая война , объявление 29 октября 1914 года войны России и Турции остановило дело широкого присоединения к Православию сирийцев.

Осенью 1914 года архимандрит Пимен назначен ректором Пермской духовной семинарии . Возглавляет в Перми Епархиальное общество трезвости , совместно с епископом Пермским Андроником проводит чтения для народа при часовне Пермского Стефановского братства. Награждён орденом св. Владимира III степени в 1916 году по ходатайству епископа Пермского Андроника. Как при этом отмечалось, ректор семинарии "снискал народную любовь и уважение".

6 августа 1916 года хиротонисан во епископа Салмасского и назначен начальником Урмийской Миссии , куда прибыл 30 сентября 1916 года. Но сложность политической обстановки и многолетняя привязанность паствы к предшественнику епископа Пимена епископу Сергию (Лаврову) явились причиной того, что епископ Пимен стал ходатайствовать о своём переводе в Россию.

Определением Св. Синода от 3 июля 1917 года было решено уволить преосвященного Пимена от должности начальника Урмийской Миссии и назначить его на кафедру епископа Семиреченского и Верненского , викария Туркестанской епархии.

11 октября 1917 года епископ Пимен прибыл в г. Верный , где был тепло встречен духовенством и горожанами. «Измученные физически и нравственно от переживаемых нашей Родиной бедствий, мы верим, что Ваш приезд и духовное руководство умирят нашу жизнь и дадут ей успокоение», - звучало в приветственных словах представителей городской думы. С первых дней владыка Пимен без устали трудится на вверенной ему ниве Христовой. «За каждой Литургией Владыка поучает паству, освящая на основании слова Божия современные события и по окончании Литургии совершает краткое молебное пение о прекращении брани. По воскресным дням в Крестовой церкви за вечерним богослужением читает акафисты и беседует с молящимися». Он возобновляет в Народном Доме воскресные дневные чтения для народа, на которых, рисуя картину бедствий России, он доказывает со всей очевидностью, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.

3 декабря 1917 года в Архиерейских покоях открывается съезд градо-верненского духовенства. Он посвящается исключительному событию в жизни Русской Церкви - избранию Патриарха . В числе его насущных вопросов стоит помощь голодающим детям.

Вскоре после октябрьского переворота в городе началась гражданская война. В этих условиях одним из главных направлений деятельности епископа стало миротворческое усилие, напоминание о братолюбии и доброделании Христа ради. Он организует церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам становится во главе его, направляясь с народом на поклон к казачеству, где служит молебен и призывает прекратить братоубийственную войну. В светлую седмицу 1918 года и на преполовение Пасхи он проводит два грандиозных крестных хода от Кафедрального собора к храмам казачьих станиц с целью установления сословного мира. При всех поворотах событий епископ Пимен намерен был оставаться со своей паствой. Среди крови и страданий он видел главную свою задачу - нести утешение народу в его несчастьях.

Семиреченский Владыка не мог принять декретов, направленных на уничтожение в России христианского благочестия. Это была неизбежная контрреволюция. 9 июня 1918 года ревтрибуналом начато первое дело на епископа Пимена.

Позиция епископа Пимена была оправданным продолжением борьбы Поместного Собора с декретами советской власти, касающимися Церкви, развернувшейся летом 1918 года в Москве. Он рассылает по приходам Семиречья указания по Таинству брака, сообразные с решениями Собора. И снова последовали ответные действия властей - вторичное предписание ревтрибуналу начать следствие по предъявленным епископу Пимену обвинениям в противостоянии декретам Советской власти.

Несмотря на явно грозившую ему опасность, епископ Пимен продолжает делать то дело, к которому его обязывает его архипастырский долг. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником Пермским епископом Андроником , епископ Пимен разоблачает демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывает к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы как «контрреволюционные речи с амвона».

26 июня 1918 года он открывает очередной съезд Семиреченского духовенства, на котором в соответствии с постановлениями Поместного Собора архипастырь призвал народ к сплочению и единению на приходах, к радикальному обновлению приходской жизни.

Откровенная позиция преосвященного Пимена, народная любовь и доверие народа к архиерею вызвало у революционной власти решимость расправиться с ним. 16 сентября 1918 года епископ Пимен был арестован бойцами отряда Мамонтова, вызванного специально из района Сарканда, и в этот же день расстрелян в роще Баума в 8 верстах от г. Верного . Его тело было найдено в белом подряснике, закрытое листвою. Подробности этого зверства приведены писателем Д.Фурмановым в документальном романе "Мятеж". На месте, где после расстрела лежало тело Владыки, ещё недавно был виден ровный прямоугольник — размером с человека — красного мха. Такого нигде больше нет во всей старинной роще. Теперь здесь стоит гранитный обелиск.

Канонизован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви 12 октября 1997 года. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Труды

«Православная Урмия в годы персидских смут».

Речь начальника Урмийской Прав. миссии при наречении его во епископа Салмасского 5 августа 1916 года. "Приб. к "ЦВ" 1916 года, № 33, с. 809.

Библиография

О.И.Ходаковская. Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2000.

О. Ходаковская. Из отчих объятий: Епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов)// Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып.18. С.67-74.

"Церк. Вед." 1912, № 31, с. 322, 1914, № 42, с. 484.

"Приб. к "ЦВ" 1916, № 33, с. 809.

Димитрий Фурманов. "Мятеж", с. 120.

"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 332-333.

ФАМ II, № 68, с. 8.

M. Pol'skij, Novye muceniki I, 179.

Regel'son 523.

Материалы Содружества "Православный паломник", г.Фрязино. Архив ПСТБИ. Машинопись.

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.5. С.404.

Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. N 6. С.79.

Священник Николай Балашов. Мученики братья Белоликовы// Речь. Череповец, 1993. 5 нояб. N 220 (18665).

Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. Архиеп.Пермский Андроник, еп.Соликамский Феофан, архиеп.Черниговский Василий, еп.Семиреченский Пимен. 1867-1918/ Сост.В.А.Королев. Фрязино, 1998. С.104-140.

Использованные материалы

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_165

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.