Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Парфений (Брянских) ( 1881 - 1937 ), епископ Ананьевский , викарий Одесской епархии , священномученик .
В миру Брянских Петр Арсеньевич.
Память 9 ноября , в Соборе новомучеников и исповедников Российских .
Родился 30 октября 1881 года в Иркутске , в семье Арсения и Анны Брянских. Отец его был потомственным почетным гражданином, работал доверенным (управляющим) промышленно-торговой фирмы "Немчинов и сын".
Учился в гимназии в Иркутске, но вышел из пятого класса и перешел в Иркутскую духовную семинарию . В 1902 году поступил в Киевскую духовную академию которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия [1] . По окончании академии для пополнения образования выехал за границу и в течение семестра в 1908 году слушал курс библейских наук в Берлинском университете.
По возвращении на родину в 1908 году учебным коммитетом при Святейшем Синоде был определен в Красноярскую духовную семинарию , а в 1909 году переведен в Рязанскую духовную семинарию , где до 1911 года преподавал Ветхий Завет .
Продолжая преподавать Ветхий Завет, в 1911 году он принял монашество , после чего состоял в сане архимандрита преподавателем и помощником начальника Житомирского училища пастырства . Являясь с 26 декабря 1916 года начальником пастырской миссионерской семинарии при Григориево-Бизюковом монастыре Херсонской епархии, отец Парфений встретил Октябрьский переворот .
После закрытия семинарии он переехал в 1918 или 1919 году в Херсон , где проживал в архиерейском доме при епископе священномученике Прокопии (Титове) . выполняя обязанности секретаря до 1921 года.
16 мая 1921 года был хиротонисан во епископа Новомиргородского , викария Одесской епархии . Вскоре титул его меняется на " Ананьевский ", вероятно по причине переезда в город Ананьев в Молдавии . В 1921 - 1923 годах епископ Парфений становиться временно управляющии Одесской епархией . Вместе с ближайшим другом и единомышленником епископом Макарием (Кармазиным) , он совершил епископские хиротонии наиболее твёрдых сторонников патриарха Тихона , способных к активной церковной деятельности.
Владыка отличался своей необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество , за что подвергся многочисленным арестам. Уже в декабре 1921 года он арестован в Ананьеве и заключен в тюрьму до мая 1922 года, после чего выехал в Киев . Здесь он снова был арестован в октябре 1922 года, препровожден в Харьков , где находился под стражей 10 суток, а по освобождении выехал в Москву .
В Москве владыка проживал в Данилове монастыре без права выезда. Здесь собрались наиболее консервативо настроенные церковные иерархи, активно и непримиримо боровшиеся с обновленческим движением. С 1924 года, после ареста настоятеля монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) , владыка Парфений возглавил братию обители. Он был одним из ближайших помощников патриаршего местоблюстителя митрополита священномученика Петра (Полянского) .
30 ноября 1925 года последовал арест епископа Парфения по делу митрополита Петра. Находясь в заключении, 10 декабря 1925 года он был формально освобожден он управления Ананьевской кафедрой [2] . Во время следствия владыка содержался в Бутырской тюрьме , а 5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ осудило его по статье 68 УК РСФСР обвинив в членстве и участии в "деятельности церковно-монархической организации, поставившей себе здачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата." Владыке Парфению, как и епископу Герману (Ряшенцеву) , было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого " Даниловского Синода ". Кроме того, ему и епископу Амвросию (Полянскому) , предъявили обвинение, в том, что они представляли собой членов своеобразного Бюро даниловской группировки, предварительно обсуждавших все вопросы наибольшей важности, передавая линию поведения остальным членам группировки, привлекая к своим особо важным заседаниям и других черносотенных церковных деятелей, как например митрополита Петра ... и других. В частности в том, что они приняли решение защищать эмигрантскую часть церковников, отрицать за ней антисоветскую деятельность, для сохранения связи с ней, а также в решении признать киевским митрополитом именно Антония ХРАПОВИЦКОГО . Кроме того, в том, что они поддерживали связь с бывшим обер-прокурором Синода САБЛЕРОМ , получая от последнего указания и дерективы по всем важным церковно-политическим вопросам, и передавая указания не только в Даниловский монастырь, но также и митрополиту Петру, как например, указания об Антонии и о поддержке заграничников.
Владыку приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянском крае. Его срок окончился в апреле 1928 года [3] после чего он приехал в Москву, где вновь проживал при Даниловом монастыре без права выезда, служа здесь на полулегальном положении. Владыка находился в оппозиции к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания последним его " Декларации ". Епископ Парфений был одним из руководителей «даниловского» течения, вел переписку со священномучеником митрополитом Кириллом (Смирновым) , тайно совершал богослужения и окормлял многочисленных духовных чад.
Вскоре, 29 октября 1929 года, последовал новый арест. На этот раз владыка был осужден 29 ноября того же года за то что "настраивал верующих к сопротивлению закрытию одной из церквей Даниловского монастыря под продовольственный склад" по статье 58-10 УК РСФСР. Приговором стали 3 года ссылки в Казахстане . В 1929 году был выслан Киргизию в Уил и был так избит по дороге что лежал в Самарской тюремной больнице.
До сентября 1933 года епископ Парфений жил в Уиле, блез Актюбинска , после чего был освобожден и выслан в город Скопин , где пребывал до декабря. Сначала он проживал у архимандрита Данилова монастыря Стефана (Сафонова) , а затем поселился в своей комнатке по ул. Маркса. В декабре 1933 года выехал в Молдавию в город Ананьев для получения паспорта, в чем ему Парфению было отказано. Узнав, что его мать проживает в городе Кимры выехал к ней.
Не успев прожить здесь и года, в ночь на 2-е ноября 1934 года епископ Парфений снова арестован. 17 января 1935 года последовало новое осуждение по статье 58-10 УК РСФСР за то что он "вел антисоветскую агитацию, устраивал на своей квартире тайные богослужения." На этот раз приговор определил 5 лет ссылки в Северный край.
Епископ Парфений прожил два года в Архангельске , где продолжал тайно совершать богослужения на дому и проповедовать, а затем был арестован 4 августа 1937 года. На допросе владыка показал что "никаких связей ни с кем не имел, контр-революционной деятельности не вел". 15 октября его осудила тройка при УНКВД по Архангельской области за организацию "контр-революционной группы из числа церковников и ссыльного духовенства." По статьям 58-10 ч.1 и 58-11 УК РСФСР священномученик был приговорен к расстрелу, который последовал 22 ноября 1937 года в Архангельске .
20 апреля 2005 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века .
Литература
ФПС I, № 118, 5; III, 6.
ФАМ I, № 209, 17.
Церк. Вед. , 1914, № 37, 434; 1917, № 2, 13.
Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия , 19.
Заметки и дополнения Е.М.
Польский, М., протопресв., Новые мученики Российские , Джорданвилль, 1949-1957 (репринт Москва, 1994), I, 138; II, 89-90.
Andreyev, I. M., Russia's Catacomb Saints , 398, 490, 599.
Regel'son, 390, 537, 580.
Осипова.
Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно) , Erlangen, 1979-1989, Т. 5., 364-365.
Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных) , Москва, Современный писатель, 1998, 169-171.
Воробьев, Владимир, прот., сост., Иеромонах Павел Троицкий. Жизнеописание , Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2003, 19.
Использованные материалы
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет, "База данных Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века":
http://www.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_349
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B5%...0%B9
[1] По Мануилу (Лемешевскому) окончил Московскую духовную академию . См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_349
[2] По Мануилу (Лемешевскому).
[3] По одному документу был освобожден досрочно в 1927 году. См. Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24649-С.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент