Значение ЛЕВАШЕВ ПАВЕЛ НИКАНОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

ЛЕВАШЕВ ПАВЕЛ НИКАНОРОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Левашев Павел Никанорович ( 1866 - 1937 ), протоиерей .

Родился 17 декабря 1866 года в городе Уржум Вятской губернии в семье псаломщика Троицкого собора города Котельнич Вятской губернии.

Обучался в Нолинском Духовном училище и в Вятской Духовной семинарии .

В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, диссертация на тему "История праздника Пасхи (преимущественно со стороны Литургической)".

В 1890 - 1891 гг. преподаватель арифметики в Вятском епархиальном училище .

В 1891 - 1893 гг. преподаватель догматического богословия в Вятской Духовной семинарии .

В 1893 г. переехал в Петербург, до 1895 г. занимал должность эконома в Духовной академии .

В 1895 - 1902 гг. законоучитель и священник церкви Училища лекарских помощниц и фельдшериц, в 1901 г. организовал при церкви и барачном лазарете Братство Святого Креста.

С 4 октября 1902 г. священник церкви Великомученика и Победоносца Георгия при Генеральном и Главном Штабе . Активно занимался проповеднической и миссионерской деятельностью.

С 1906 г. издавал по благословению о. Иоанна Кронштадтского народно-просветительские Листки для народа и войск под названием "Правда и знание".

С 1909 г. член Общества в память о. Иоанна Кронштадтского , в котором с 1911 г. был товарищем председателя и пожизненным членом.

С 1912 г. был почетным членом Братства Св. Иоасафа Белгородского . О. Павел был весьма известным священником в Петербурге, он был членом епархиального миссионерского совета с 1910 г., членом Училищного совета при Св. Синоде с 1910 г., членом учебного комитета при Св. Синоде с 1913 г.

Он подвизался и на ниве журналистики: в 1906 - 1911 гг. был издателем и редактором еженедельного журнала " Доброе слово ", сотрудничал в " Новом времени ", " Церковных ведомостях ", " Церковном вестнике ", " Русском паломнике ", " Душеполезном чтении ", " Колоколе ", " Вестнике Русского Собрания " и др. органах печати.

За свои труды он был награжден орденами Св. Анны 2 ст. и Св. Владимира 4 ст., а также и др. наградами.

Семья состояла из семи человек: жена Анна Васильевна и пять детей: сын Трифон (1895), дочери Юлия (1898), Варвара (1902), Александра (1907) и Елизавета (1912).

С 1903 года состоял членом старейшей патриотической организации - Русского Собрания , активно участвовал в деятельности организации, был в числе делегатов Первого Всероссийского Съезда Русских Людей в Петербурге 8-12 февраля 1906 г. (1-й Съезд), который изначально планировался как Всероссийский Съезд Русского Собрания. Закономерно, что именно о. Павел был назначен первым законоучителем гимназии Русского Собрания : преподавал Закон Божий в гимназии в 1907-1910 гг. и с 1913 г.

Зимой 1910 г. он вел специальные религиозно-нравственные чтения в Русском Собрании.

Был участником Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апреля-1 мая 1907 г., выступал на 1-м Всероссийском съезде представителей правой русской печати, который проходил 29 апреля 1907 г. в рамках 4-го Съезда. По окончании Съезда под псевдонимом Г.П. выпустил брошюру "Под впечатлением Московского съезда "Объединенного Русского Народа", в которой содержится много интересных наблюдений и впечатлений очевидца монархического форума. Есть в брошюре и глубокие размышления о переживаемых страною событиях. Автор приходит к неожиданному выводу, что "только истинное и святое народничество выведет Россию из нынешнего тяжкого ее положения" (4, с. 97). Однако, речь у него идет не о примитивном удовлетворении земельных требований крестьянства. Автор подчеркивает, что главная проблема не в малоземельи: "Вот уж сколько лет мы слышим у себя в России один и тот же припев: "мало земли!"... Мало земли?! Это в стране, что занимает одну шестую часть всей мировой суши? Помилуйте! Не земли у нас мало, а неба мало, вот чего у нас мало! Это верно. Мало у нас стало правды небесной, оскудела Русь святая воздухом вечной любви, забыла наша бедная родина о просторе духа... Вопрос о малоземельи у нас решится только тогда, когда предварительно будут возвращены права неба на землю" (4, с. 46). Автор проводил мысль о том, что Черная Сотня является наследницей идей славянофилов: "Известно, что наши знаменитые славянофилы - братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Достоевский - как бы в каком-то молитвенном экстазе нередко предсказывали, что близко время, когда наша Святая Русь скажет миру свое великое слово, и мир пойдет за ней или погибнет. Мы чувствуем, мы верим, мы видим, что этот момент близок к нам, вот он уже наступает. И Русь Святая, наша, родная скажет свое слово, скажет устами Объединенного Русского Народа. Скажет, должна сказать, - теперь или никогда!" (4, с. 109). О. Павел принимал также участие и в славянском движении, состоя с 1915 г. членом Петроградского Славянского благотворительного общества .

После революции он служил в Москве в церкви свмч. Власия бывшего Никитского монастыря .

Сохранилось небольшое воспоминание [1] о последних днях его жизни: "Время было тревожное. Пошли аресты священников, так что в некоторых храмах не было кому служить. В Маловознесенском храме после службы молебен Божией Матери вел отец Павел, он был духовное чадо старца Алексия Зосимовского . Сама икона была небольшой, вокруг неё были клейма. Он молился Пречистой с удивительной силой, со слезами на глазах, вставая на колени. А на следующий день мне сказали, что его арестовали."

10 декабря 1937 г. был арестован. Обвинение было стандартным - руководство контрреволюционной фашистской группой церковников. Осужден тройкой УНКВД по Московской области 20 декабря 1937 г., приговорен к расстрелу. Принял мученическую кончину 22 декабря на Бутовском полигоне , где и захоронен.

Труды

Вера во Христа Иисуса, как сила побеждающая мир. - СПб, 1895.

Краткое историко-географическое описание местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом. - СПб., 1903.

Семья и школа по А.С. Хомякову. Речь. - СПб., 1904.

Под впечатлением московского Съезда Объединенного Русского Народа. СПб., 1907.

Прот. Иоанн Ильич Сергеев (Кронштадтский) как пастырь по завету Христа. - СПб., 1908.

Благодатная сила молитвы о. Иоанна и вселенское значение его молитвенного подвига. (Читано в РС 2 февр. 1909 г.). - СПб., 1909.

Замечательный случай Божьего милосердия по молитвам о. Иоанна Кронштадтского в наши лукавые дни. (Исцеление Павла Афанасьевича Ильинова, 16-летнего мальчика при гробнице о. И.И. Сергеева). - М., 1910.

Памяти доброго русского пастыря, прот. Иоанна Ильича Сергеева. - СПб., 1911.

Зачем так много у нас обрядов. По мыслям лучших русских людей. - СПб., 1915; М., 1997.

Литература

Памятная книжка XLVII курса СПбДА. Сост. свящ. П.Н. Левашев. - СПб., 1896.

XLVII курс Петроградской Духовной Академии. Биографический словарь. - Пг., 1916.

Использованные материалы

http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=635&tm=9 © Институт Русской Цивилизации.

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

[1] Архив Бутово

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.