Значение КОНСТАНТИН I КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

КОНСТАНТИН I КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Константин I (+ 1159 ), митрополит Киевский , святитель .

Память 5 июня .

Рукоположен в киевские митрополиты осенью 1155 г. в Константинополе . Посвящение нового митрополита произошло по просьбе Юрия Долгорукого , захватившего Киев в марте 1155 г.

26 января 1156 г. на заседании патриаршего синода Константин выступил с речью о жертвоприношении нераздельной Троице во время Евхаристии , которая была признана в качестве основополагающей по данному вопросу. То обстоятельство, что была избрана кандидатура столь опытного богослова, который, кроме того, по его собственным словам, был знаком с Русью еще до своего поставления, свидетельствует об озабоченности в Константинополе возможностью раскола.

Константин прибыл в Киев летом 1156 г. и немедленно приступил к борьбе с «ослушниками», в которой он, впрочем, несколько переусердствовал. Клим и его покойный покровитель Изяслав Мстиславич были преданы анафеме , а все мероприятия Клима как митрополита, в том числе посвящения им церковных иерархов, объявлены недействительными. Все епископы — сторонники Клима были смещены и, вероятно, даже подверглись изгнанию; только после письменного осуждения рукоположенные Климом диаконы были утверждены задним числом в своих должностях.

По неизвестной причине зимой 1156 / 1157 г. был смещен и ростовский епископ Нестор , отнюдь не принадлежавший к приверженцам Клима, а на его место поставлен грек Леон .

После того как в Киеве, ожидая прибытия Константина, 21 апреля 1156 г. скончался новгородский св. епископ Нифонт , избранному на его место свт. Аркадию пришлось более двух лет дожидаться рукоположения Константином, которое произошло лишь 10 августа 1158 г.

Константину так и не удалось распространить свою юрисдикцию на всю древнерусскую территорию; его не признали во Владимире Волынском , где нашел себе прибежище Клим , и, возможно, также в Турове . Константин сделал решающий шаг в учреждении самостоятельной епископии на территории Галицкого княжества , до того входившего в состав Волынской епархии , и назначил первым галицким епископом Козьму.

Судя по всему, строгие меры, предпринятые Константином с целью оздоровления церковной иерархии, стали причиной новых конфликтов.

После того как 22 декабря 1158 г. Киев оказался в руках Мстислава Изяславича , Константин был вынужден бежать в Чернигов . Опасности церковного раскола удалось избежать путем междукняжеского договора в марте 1159 г.: было решено впредь не признавать ни того, ни другого из противоборствующих митрополитов и просить Константинополь о поставлении нового главы русской церкви. Вскоре после этого, 5 июня 1159 года, в Чернигове умер Константин.

Высказанная им последняя воля говорит о смятенном душевном состоянии: не считая себя достойным погребения, он велел черниговскому епископу Антонию бросить свое тело за стенами города на растерзание псам, что и было сделано. Однако всеобщее возмущение столь необычным поступком заставило все же похоронить Константина в кафедральном храме Спаса Преображения .

Использованные материалы

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.