Значение ИОАНН ВИШЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ИОАНН ВИШЕНСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоанн Вишенский ( XVII в.), монах , один из энергичных противников унии .

Родился в конце XVI или в начале XVII в. в галицийском городе Вишня и оттого назывался Вишенским; вероятно, он происходил из крестьянского или мещанского рода и не получил высшего образования; вероятно также, что первую половину жизни провел в каком-нибудь монастыре, так как в своих посланиях являлся хорошим знатоком народной русской жизни, обычаев и поверий.

Сделавшись монахом в Зографском монастыре на Афонской горе , он оттуда посылал на родину обличительные против сторонников унии послания. Из них напечатаны в "Актах Южн. и Западной России" [1] четыре:

к князю Василью Острожскому;

к народу русскому, литовскому и лядскому;

к митрополиту и епископам, принявшим унию;

"Извещение короткое о латинских прелестех".

Иоанн Вишенский значительно отличается от тех защитников православия, которые боролись с унией ее же оружием, т. е. схоластической философией. Для него схоластическая премудрость не имеет никакого значения: он представляет собою евангельскую простоту необразованного, но глубоко верующего и воодушевленного человека. По его мнению, идеал религиозного человека — это убогий и подвергающийся всякого рода лишениям монах; он выше всякого митрополита и епископа, избалованного богатствами и поэтому легко могущего совратиться в унию. Монаху можно иногда и выпить несколько больше, так как он это искупает долговременными лишениями; но горе богатым священникам, которые чисто одеваются, ездят в каретах, держат фольварки и предаются всякому разврату; горе смрадной Польше и всем неверным ляхам; горе тем, которые приняли унию. Нехорошо делают те, которые гоняются за светской мудростью: ни Платон, ни Аристотель не указывают дорогу к спасению.

Иоанн Вишенский является защитником славянского языка и врагом старинных народных обычаев, которые он перечисляет в одном из своих посланий, имеющем вследствие этого большое значение для русской этнографии. Он отождествляет латинскую науку с испорченностью католического духовенства и осуждает зараз и ту, и другую; он советует православному христианину ограничиться изучением Часослова , Псалтири , Октоиха , Апостола и Евангелия , "понеже без поганских хитростей и руководств, се же есть, граматик, риторик, диалектик и прочиих их коварств тщеславных, диавола вместных".

В посланиях Иоанна Вишенского преобладает простой, даже подчас грубый и тривиальный слог, который мог не нравиться образованным людям, но зато, по всей вероятности, производил большое впечатление на простой народ и низшее духовенство.

Литература

Пыпин и Спасович, "История славянских литератур";

"Памятники Киевской комиссии" (1848, I, 247);

Филарет, "Обзор русской духовной литературы" (I, 243);

Кулиш, "История воссоединения Руси" (I, 287).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] СПб., 1865

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.