Значение ФРАНКО ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФРАНКО ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

Иван Яковлевич (27.8.1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано-Франково Дрогобычского района Львовской обл., v 28.5.1916, Львов), украинский писатель, учёный, общественный деятель. Родился в семье сельского кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче. В 1875 поступил на философский факультет Львовского университета. За революционную деятельность подвергался преследованиям, арестам.

Писать начал ещё в гимназии; в студенческие годы широко развернулась его литературная и публицистическая деятельность. В 1878 вместе с М. Павликом издавал журнал 'Громадський друг' ('Друг общества'), дважды закрывавшийся полицией и выходивший под другими название ['Дзвiн' ('Колокол'), 'Молот']. Печатался в прогрессивных украинских ['Свiт' ('Свет')], польских ['Львовский курьер' ('Kurjer Lwowski'), 'Друг народа' ('Przyjaciel ludu'), 'Труд' ('Praca')], немецких ['Время' ('Die Zeit')] и др. периодических изданиях. В 1890 по выходе из тюрьмы основал вместе с Павликом и О. Терлецким в Галиции Русско-украинскую радикальную партию, объединившую укр. крестьян и ремесленников, издавал журнал 'Народ' (1890) и 'Хлiбороб' (1891). В 1894v97 вместе с женой Ольгой Ф. издавал журнал 'Житте i слово'. Публицистические, критические и научные статьи Ф. в этих изданиях проникнуты революционной идейностью, пафосом дружбы народов, разоблачают клерикализм и реакцию.

В 1891 (после десятилетнего перерыва) Ф. сдал выпускные экзамены в Черновицком университете; в 1893 защитил докторскую диссертацию ('Варлаам и Иосаф, старохристианский духовный роман и его литературная история') в Венском университете. Был избран доцентом кафедры укр. литературы и этнографии Львовского университета, но не был допущен к преподаванию реакционными властями. В 1906 Ф. присвоено Харьковским университетом звание почётного доктора рус. словесности. Не оставляя публицистической и литературно-критической деятельности, оживившейся в период рус. революции 1905v07, Ф. в дальнейшем главное внимание уделял литературному творчеству, переводам (с рус., польск., немецкого, англ., франц., чеш., словацкого языков; переводил Г. Гейне, У. Шекспира, А. С. Пушкина и др.) и научной деятельности (труды в области истории, экономики, фольклористики, этнографии, литературоведения). Он выступил как новатор, открывший новые пути укр. общественной мысли, поэзии, прозы, драматургии.

Первый зрелый сборник стихов Ф. 'С вершин и низин' (1887) v наиболее выдающееся явление укр. поэзии после Т. Г. Шевченко. В стихотворении 'Гимн' воспет 'вечный революционер' v творческий дух человека, преобразующего мир. Пафосом революционной борьбы проникнуты составляющие ядро сборника циклы политической лирики 'Думы пролетария', 'Вольные сонеты', 'Тюремные сонеты'; в них звучат отголоски 'Манифеста Коммунистической партии', 'Интернационала'. Этот и др. сборники стихов и поэм Ф. v 'Увядшие листья' (1896), 'Из дней печали' (1900), 'Semper tiro' (1906) v отличались богатством и новизной тем и идей, жанров, строфики, ритмики, новаторским преобразованием канонизированных форм. Велик его вклад и в развитие жанра социально-философские поэмы ('Смерть Каина', 1889; 'Иван Вишенский', 1900; 'Моисей', 1905, и др.).

Проза Ф. положила начало новому этапу развития реализма в укр. литературе. В его очерках, рассказах, повестях и романах изображение жизни одухотворено социалистической идейностью; он ввёл новые темы (пролетаризация крестьянства, формирование рабочего класса, его переход к организованной классовой борьбе), новые конфликты (борьба труда с капиталом), новых героев v сознательных защитников интересов трудящихся (интеллигентов, крестьян, рабочих). Наиболее значительны в этом отношении повести 'Boa constrictor' (1878) и 'Борислав смеется' (1881v82), историческая повесть 'Захар Беркут' (1883), социально-психологические повести и романы 'Лель и Полель' (1887), 'Перепутья' (1900). Поэзия, проза и драматургия Ф. (драма 'Украденное счастье', написана в 1891) преемственно связаны с лучшими традициями мировой лирики (Н. А. Некрасов, Гейне), прозы (главным образом русской v Л. Н. Толстой, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин) и драматургии (А. Н. Островский).

В литературной критике и эстетике Ф. v последователь и продолжатель рус. революционных демократов, пропагандист их наследия и реалистической рус. литературы. Он был знаком с трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, переводил и пропагандировал их произведения, сделал первые шаги к осмыслению литературы, искусства в свете социалистических идеалов, а в творческой практике довольно близко подошёл к некоторым принципам, легшим позже в основу социалистического реализма . Как публицист и критик активно боролся с идеями украинского буржуазного национализма, с декадентством и теорией 'чистого искусства'.

Лучшие произведения Ф. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Некоторые лирические стихи положены на музыку (гимн 'Вечный революционер', музыка Н. В. Лысенко); по мотивам повести 'Захар Беркут' написана опера Б. Н. Лятошинского; некоторые повести Ф. экранизированы. В 1956 создан фильм 'Иван Франко' (режиссер Т. В. Левчук). Именем Ф. названы областной центр v Ивано-Франковск (бывший Станислав) и область. Имя писателя присвоено Львовскому университету, Киевскому государственному драматическому театру. В 1940 во Львове открыт Литературно-мемориальный музей Ф.; музеи Ф. есть также в сёлах Ивано-Франково, Криворивня, в г. Ивано-Франковск. Столетний юбилей Ф. решением Всемирного Совета Мира отмечался в Советском Союзе и за рубежом.

Соч.: Твори, т. 1v20, Киiв, 1950v56; Вибранi твори, т. 1v3, Киiв, 1973; в рус. пер. v Соч., т. 1v10, М., 1956v59; Стихотворения и поэмы. v Рассказы. v Борислав смеется, М., 1971.

Лит.: Коцюбинський М. М., Iван Франко, Киiв, 1917; Пархоменко М. Н., Иван Франко и русская литература, 2 изд., М., 1954; его же, Драматургия Ивана Франко, М., 1957; его же, Эстетические взгляды Ивана Франко, М., 1966; Бiлецький O. I., Басс I. I., Кисельов O. I., Iван Франко. Життя i творчicть, Киiв, 1956; Iван Франко у спогадах сучасникiв, кн. 1v2, Львiв, 1956v72; Колесник П. И., Син народу, Киiв, 1957; Стебун I., Питання реалiзму в естетицi Iвана Франка, Киiв, 1958; Журавська I. Ю., Iван Франко i зарубiжнi лiтератури, Киiв, 1961; Дорошенко I. I., Iван Франко v лiтературний критик, Львiв, 1966; Басс И. И., Художественная проза Ивана Франко, [пер. с укр.], М., 1967; Янковський Ю. З., Животворнi зв'язки. Iван Франко i pociйська реалicтична проза, Киiв, 1968; Мороз М., Iван Франко. Бiблioграфiя творiв. 1874v1966, Киiв, 1966.

М. Н. Пархоменко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.