Значение ИОАНН КОНСТ. ПАТРИАРХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ИОАНН КОНСТ. ПАТРИАРХИ

имя 14 константинопольских патриархов, из которых замечательны:И. II — патриарх константинопольский, прозванный "каппадокийцем", по месту рождения; избран в 518 г. на патриарший престол более по желанию народа, чем по желанию имп. Анастасии. Он подтвердил постановления халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси (см. соотв. статью), еп. Севера Антиохийского. С римским папой И. вел переговоры для установления прочного мира в церкви. Ум. в 520 г.И. III Постник — патриарх Константинопольский († 595), сын бедных родителей; предназначал себя для занятий каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, сделался строгим аскетом-постником и посвящен в диакона. Избранный в патриархи, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Он отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей. Сочинения его, плод внутреннего душевного опыта: 1) "О покаянии" — наставление о распознавании и различении грехов, 2) "Об исповеди" — наставления о том, как поступать священнику с кающимся (суровые правила Василии Великого об епитимьях здесь значительно ослаблены); 3) "Послание к Деве, посвятившей себя Богу"; 4) "О лжепророках и учителях". Кроме того в рукоп. известны его сочинения "О исходе души" и "О литургии". Издания его сочинений: Морэна, "Commentarius de disciplina poenitentiae" (П., 1651 и др.); Миня, в "Patrologiae cursus compl."; кардинала Питры, в "Spicilegium Solismense" (Пар., 1852—58, вторая часть 4-го тома). В русск. перев. нечто из его сочинений в "Христ. Чтении" (1826).H. Б.И. IV Схоластик († 577) — сначала апокрисиарий (поверенный в делах) антиохийской церкви в Константинополе, потом антиохийский священник и наконец константинопольский патриарх с 564 г., известный канонист восточной церкви. Он составил: 1) номоканон (????????) — сборник церковных правил (см. Византия), в состав которого вошли правила апостолов, первых четырех вселенских соборов и шести соборов поместных, а также 68 правил Василия Великого, извлеченных из его посланий. Труд этот, впрочем, не был самостоятельным: автор, как сам он заявляет, пользовался чьим-то сборником того же рода, до нас не дошедшим. 2) Сборник гражданских греко-римских законов по вопросам церковным (LXXXVII capitula). Оба эти труда вызваны образовавшимся в Византии стремлением к объединению церкви и государства в одно целое и составлены по инициативе имп. Юстиниана. Оценку их можно найти во всех без исключения курсах церковного права, особенно в Курсе "Церковного законоведения" еписк. Иоанна. Номоканон, по новому изданию Питры ("Spicilegium solismense", 1857), напечатан в русск. переводе проф. Заозерским, в "Чтениях в Общ. Любит. Дух. Просвещения" (1882). Специальные исследования о номоканоне: Heimbach, "Anecdota" (Лпц., 1848); Permaneder, статья в "Kirchen-Lexicon" Ветцера и Вельте (1845—54). И. написал еще соч. "О Троице", которое опровергал александрийский ученый Иоанн Филопон.И. Б.И. VI — патриарх константинопольский (ок. 711 г.). Сначала не выступал враждебно против монофелитов и допустил монофелитский собор 712 г. По вступлении на престол имп. Анастасия II, И. в длинном письме старался снять с себя обвинение в ереси. По одним известиям И., по желанию римского папы Григория II, был низложен, по другим † в сане патриарха в конце 715 г.И. VII — патриарх константинопольский; был в молодых годах доверенным лицом иконоборческого имп. Льва V Армянина, собирал для него материалы в подтверждение иконоборческого учения. В 832 г. вступил на патриарший престол, вскоре после возвращения из посольства в Багдад, к халифу Мотассему. После смерти имп. Феофила, в 842 г., против И., как сторонника иконоборчества, возбужден был процесс; он был низложен и заточен в м-рь. Год смерти И. неизвестен. Преемник его Мефодий сурово порицал нежелание его раскаяться в своих заблуждениях. Как человек ученый, И. носил прозвание Грамматика. Он составил руководство по грамматике. См. Ф. Успенский, "Патриарх И. VII Грамматик" ("Ж. М. Н. Пр.", 1890, 1).И. X, прозванный Каматир — патр. константинопольский с 1198 г. Папе Иннокентию III, желавшему воссоединения церквей, И. отвечал, что не понимает притязаний рим. епископа на первенство, так как все церкви произошли от иерусалимской, а учение об исходе Духа Св. и от Сына отвергает подобно папам прежних лет. Иннокентий приглашал И. созвать собор, но вследствие нежелания его, чтобы собор происходил в Византии, этот план не удался. Когда крестоносцы возвели на престол имп. Исаака II и сына его Алексия, И., по некоторым известиям, признал верховенство папы, но после взятия латинянами Константинополя почти нищим оставил столицу и жил в добровольном изгнании во Фракии, где в 1206 г. сложил с себя патриарший сан. Ум. в том же году. Это был человек красноречивый, умный и ученый, даже против еретиков боровшийся не властью и авторитетом, а доводами и доказательствами.И. XI Векк, или Веккос, патриарх константинопольский. В 1270 г. послан был имп. Михаилом Палеологом в тунисский лагерь Людовика. Св. хлопотать о соединении церквей. После смерти Людовика И. вернулся в Константинополь, где он, вместе с патр. Иосифом, противился намерениям императора и папы Григория. Заточенный в 1273 г., И. вскоре изменил свои убеждения и на лионском соборе 1274 г. был одним из главных поборников соединения; за это, после низложения Иосифа, в 1275 г. И. сделан был патриархом. Сильное неудовольствие внутри страны по поводу унии, к которой греческое духовенство не желало присоединиться, заставило И. в 1279 г. временно сложить с себя сан, а в 1280 г. созванный им в столице собор еще более обострил отношения между церковными партиями. При имп. Андронике И. снова был низложен и умер в Вифинии, в заточении, в 1288 г. Многочисленные сочинения его почти все касаются вопроса о воссоединении церквей, напр. "О безосновательности и бессмыслии борьбы обеих церквей", "О соединении и мире церквей старого и нового Рима", "Об исхождении Св. Духа", "Завещание" (???????) и мн. др.И. XII — патриарх константинопольский, избран имп. Андроником Палеологом в 1294 г. Часто вмешивался в дела управления, противился союзу с Сербией, был суров как с императором, так и с подчиненными, в 1303 г. сложил сан и удалился в Созополь, где в 1308 г. взят был в плен болгарами, пославшими его в качестве посла о мире к Андронику. Год смерти И. неизвестен.И. XIII Гликис — патриарх константинопольский с 1316 по 1320 г.; много заботился о чистоте греческого языка, все быстрее портившегося; написал сочинение "???? ????????? ?????????".И. XIV. Калека — патриарх константинопольский, см. Калека.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.