? монах, один из энергичных противников унии. Родился в конце XVI или в начале XVII в. в галицийском городе Вишня и оттого назывался Вишенским; вероятно, он происходил из крестьянского или мещанского рода и не получил высшего образования; вероятно также, что первую половину жизни провел в каком-нибудь монастыре, так как в своих посланиях являлся хорошим знатоком народной русской жизни, обычаев и поверий. Сделавшись монахом в Зографском монастыре на Афонской горе, он оттуда посылал на родину обличительные против сторонников унии послания. Из них напечатаны в "Актах Южн. и Западной России" (СПб., 1865) четыре: к князю Василью Острожскому; к народу русскому, литовскому и лядскому; к митрополиту и епископам, принявшим унию, и, наконец, "Извещение короткое о латинских прелестех". В. значительно отличается от тех защитников православия, которые боролись с унией ее же оружием, т. е. схоластической философией. Для Вишенского схоластическая премудрость не имеет никакого значения: он представляет собою евангельскую простоту необразованного, но глубоко верующего и воодушевленного человека. По его мнению, идеал религиозного человека ? это убогий и подвергающийся всякого рода лишениям монах; он выше всякого митрополита и епископа, избалованного богатствами и поэтому легко могущего совратиться в унию. Монаху можно иногда и выпить несколько больше, так как он это искупает долговременными лишениями; но горе богатым священникам, которые чисто одеваются, ездят в каретах, держат фольварки и предаются всякому разврату; горе смрадной Польше и всем неверным ляхам; горе тем, которые приняли унию. Нехорошо делают те, которые гоняются за светской мудростью: ни Платон, ни Аристотель не указывают дорогу к спасению. В. является защитником славянского языка и врагом старинных народных обычаев, которые он перечисляет в одном из своих посланий, имеющем вследствие этого большое значение для русской этнографии. Вишенский отождествляет латинскую науку с испорченностью католического духовенства и осуждает зараз и ту, и другую; он советует православному христианину ограничиться изучением Часослова, Псалтыри, Октоиха, Апостола и Евангелия, "понеже без поганских хитростей и руководств, се же есть, граматик, риторик, диалектик и прочиих их коварств тщеславных, диавола вместных". В посланиях В. преобладает простой, даже подчас грубый и тривиальный слог, который мог не нравиться образованным людям, но зато, по всей вероятности, производил большое впечатление на простой народ и низшее духовенство. Ср. Пыпин и Спасович, "История славянских литератур"; "Памятники Киевской комиссии" (1848, I, 247); Филарет, "Обзор русской духовной литературы" (I, 243); Кулиш, "История воссоединения Руси" (I, 287).
И. Л.