Значение ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иларион Русин , (+ XI в.), митрополит Киевский и всея Руси , святитель .

Память 21 октября , 28 сентября в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер , на 2-й Неделе Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских святых .

Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого , сына святого равноапостольного Владимира . В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.

Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове , княжеской резиденции под Киевом , духовным отцом и сподвижником князя Ярослава .

По словам преподобного Нестора Летописца :

«Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский , и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу...»

Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский . От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг .

Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.

Когда скончался митрополит Феопемпт , Русь находилась в состоянии войны с Византией . Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое « Слово о законе и благодати », в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048 ), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.

Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому . В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.

На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 ( 1053 ) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве , основанного Ярославом.

С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава . Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени ( XII - XIII вв.) [1] .

Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого , 20 февраля 1054 г., святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Ефрем .

Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г. [2]

Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – « Слово о законе и благодати », известное в более 50 списках XV - XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.

Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер ( 28 сентября ) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.

Труды

Слово о законе и благодати (Памятники древн. рус. лит., вып. I).

Похвала князю (кагану) Владимиру, просветившему Русь св. крещением. (Там же).

Молитва к Богу от лица всей новопросвещенной Руси. (Там же).

Изложение или исповедание веры.

Поучение о пользе душевней ко всем христианам.

Слово к брату-столпнику.

Литература

Посторжинский М., прот. История русской церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 11-31.

Соловьев С.М. История России, кн. 1-я, с. 210, 211 пр. 1-е, 254, 255, 260, 261.

Касаткин В., прот. Монастыри, соборы и прих. церкви Влад. еп., ч. I, 1906, с. 135, 158, 222.

Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 150, 229.

Протопопов Д. Жития святых, 1885, август, с. 436-438.

Токмаков И. Историч. и археологич. опис. Покровского девичьего м-ря в Суздале. М., 1889, с. 19-27.

Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., период I, с. 76, 89-91, 106 пр. 149; 119 пр. 178; 120, 155, 170-173, 185, 196.

Строев П., с. 1.

Булгаков, с. 1402.

Летопись Е. А., с. 362-364.

Н. Д., с. 12.

Истор. вестн., 1895, май, с. 629.

Ж. П. Б., декабрь, с. 1012, 1045.

П. С. Р. Л., т. I, с. 67, 254-255; т. II, с. 268; т. III, с. 2; т. V, с. 138; т. VI, с. 84; т. VII, с. 332, 339.

Ж. М. П., 1951, № 6, с. 46-48.

«-» 1954, № 10, с. 44.

БЭЛ, т. V, с. 846.

БЭС, т. I, с. 932; т. II, с. 1573.

РБС, т. VIII, с. 85.

Использованные материалы

Статья в портале «Православие.ru»:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4563.htm

Статья в портале «Русское Православие»:

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5680

Статья проекта «Русский Биографический Словарь»:

http://www.rulex.ru/01090186.htm

http://www.library.ukma.kiev.ua/collections/e_lib/addition/h....htm

Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

[1] Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко - http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

[2] Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко - http://www.sedmitza.ru/text/41707.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.