Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Игнатий (Гозадини) [1] ( 1715 - 1786 ), Мариупольский, митрополит Готфейский и Кефайский , святитель .
Память 3 февраля
«Моисей Мариупольских греков» родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Гозадини в 1715 году. Воспитываясь с юных лет на Афоне , где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.
Став пастырем и пройдя все иерархические степени священства , вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский патриарх отметил его доброе служение на ниве Божией тем, что поставил в архиепископском сане на должность члена Патриаршего Синклита .
Современники характеризуют его как «мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел» и отличавшегося богатыми природными способностями.
В 1769 году владыка становится приемником в Бозе почившего преосвященного Гедеона , и возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру в сане митрополита . Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из татарского Крыма в христианскую землю Русского Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя , неподалеку от Бахчисарая , где была резиденция Крымских ханов. Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слёзные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством которые увенчались принятием в русское подданство Крымских христиан. После Божественной литургии , 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита ( Бахчисарайский Успенский монастырь ), он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, почему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии, и не сумели ему помешать.
Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери , они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов , а духовно-административной – Владыка Игнатий. Около двадцати тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина II наградила святителя высокой наградой – бриллиантовой панагией .
По молитвам архипастыря, во время странствования преодолевали беженцы и трудности и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию , который перед этим ему явился в видении. Уже на русском берегу Азовского моря , где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь . Здесь владыка и основал свою кафедру перейдя под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Славянской и Херсонской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кефайского и с попечением о греческой общине края. Город назван в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.
Став русскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой православной державы, греки теперь уже беспрепятственно могли исповедывать веру Христову. Первейшей заботой Мариупольского митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения от турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть бежавших своих рабов, - всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.
Это тяжелейшее испытание молитвой и кротостью превозмог святитель. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля 1786 года после двухнедельной болезни владыка отшёл ко Господу. Похоронен он был в первом мариупольском храме – в соборе святого Харалампия .
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.
Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же, часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Мариупольский Николо-Преображенский портовый храм .
Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании от 11 июня 1997 года благословил причисление к лику местночтимых святых святителя Игнатия, а 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя Блаженнейший Владимир , Митрополит Киевский и Всея Украины, в сослужении других архиереев Украинской Православной Церкви возглавил Божественную литургию и чин прославления святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кефайского.
Молитва
О, великий Святителю и молитвенниче всея земли Приазовския и града Мариуполя основателю, отче наш Игнатие!
Прими сие моление наше с любовию тебе приносимое. Ты бо имел еси попечение о еже спасати паству свою от погибели, и яко вторый Моисей извел еси люди греческия из рабства агарянскаго, из земли Крымския в землю сию.. Иведи молитвами твоими, святителю Божий, и наши души из темницы греховныя, да не погибнем люте со беззаконьми нашими.
От юности Христа возлюбил еси, и Тому Единому до скончания жизни твоея с любовию послужил еси, и явился еси яко отец чадолюбивый, полагаяй душу свою за други своя. Милостивно призри на нас многогрешных, и молитвами твоими избави нас от соблазнов мира сего и козней диавольских. Вемы бо и усты исповедуем, яко воистину ты являешися теплый за нас ходатай и заступник пред Господем во спасение нас грешных.
Испроси нам от Господа, святыми твоими молитвами, вся яже на пользу душам и телесем нашим, дар коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, грехов наших истребление, мира умирение, от глада и пагубы избавление. Помози нам, святителю отче Игнатие, хранити веру православную в чистоте сердец наших и во исполнении заповедей Господних.. Архиереем и пастырем нашим подаждь премудрость, чистоту и праведное житие, якоже и сам сими украшен был еси. Юным даждь воспитание благое, болящим здравие и скорбящим утешение, сущим в трудех помощь и укрепление, богатым смиренномудрие и ко ближним милосердие молитвами твоими даруй. Всех же нас укрепи иго Христово понести во благодушии, терпении и радости духовней, да сподобимся и мы с тобою вкупе наследниками Царствия Небеснаго быти и тамо со всеми святыми воспевати единаго в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь.
Литература
Летопись Е. А. , 731-732, 735.
Екатерин. еп. вед. , 1872, № 10.
Мариуполь и его окрестности , 1892.
БЭЛ , т. V, 797.
БЭС , т. I, 926.
РБС , т. VIII, 46.
Batalden, Stephen K., Catherine II’s Greek Prelate. Eugenios Voulgaris in Russia, 1771-1806 ( Греческий Прелат Екатерины II. Евгений Вульгарис в России, 1771-1806 ), Boulder: East European Monographs, 1982, 63, 124.
Использованные материалы
Страница портала Русское Православие :
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3906
http://www.ortodox.donbass.com/svjati/ignatij.htm – житие и молитва
http://mar-orthodox.narod.ru/sant.html – житие, см. более подробное описание судьбы мощей святителя
[1] Иная версия: Газадини. В другой транскрипции: Хозадинос. Часто также переиначивается на русский лад: Гозадинов, Хозадинов.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент