Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Айвазов Иван Георгиевич ( 1872 - 1964 ), епархиальный миссионер-проповедник, автор многочисленных трудов по сектоведению. Среди статей многие посвящены также церковно-общественной жизни, защите Православной Церкви в России. Писал под псевдонимами Правдолюбов И., Азовский И., Мариупольский И.
Родился в 1872 году в Мариуполе в семье шкипера дальнего плавания.
Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию ( 1898 ) со званием кандидата богословия (канд. соч.: «Законодательство по церковным делам в Царствование Императора Александра II»).
Женат (единственный ребенок скончался во младенчестве, супруга - в 1948 г.).
Служил епархиальным противосектантским миссионером: Тамбовским (10.1. 1899 ) и Екатеринославским (24.1. 1902 ).
Харьковский епархиальный миссионер (29.12. 1903 ).
Причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода с откомандированием к архиепископу Харьковскому (20.6. 1906 ).
Московский епархиальный миссионер проповедник (16.2. 1908 ). Открыл в Москве « Народно-миссионерское братство поборников Святой веры » (окт. 1910 ). В либеральных кругах стяжал славу «реакционера». Возглавлял кампанию за отмену магистерского звания и. о. доцента Московской духовной академии Д.Г. Коновалова ( 1876 - 1947 ) за работу «Религиозный экстаз в русском мистическом сетантстве» ( 1907 ), бросавшую тень на Церковь (в 1909 г. указом Св. Синода уволен из Академии за «неправославный образ мыслей»; степень магистра отменена). Магистрант Казанской Духовной академии (1.6. 1912 ). И. д. доцента Московской Духовной академии по кафедре Истории и обличении русского сектантства, с оставлением в должности епархиального миссионера (18.10. 1912 ).
Член Русского Собрания , где часто выступал с докладами, наиболее важные из них: «Освободительное движение наших дней» (7.12. 1908 ); «Декларация Союза 17 октября» (3.05. 1909 ); «Вероисповедная система русского государства последнего времени» (17.11. 1911 ). Принимал активное участие в монархическом движении в Москве , один из ближайших сподвижников прот. И. И. Восторгова . Член правления Братства Воскресения Христова . Участник Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апр.-1 мая 1907 , выступал на 1-м Всероссийском съезде представителей Союза правой русской печати, который проходил в рамках Четвертого съезда 29 апр. 1907 . Был членом Организационного Комитета по подготовке Съезда Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 ( «Восторговский» Съезд), готовил целый ряд материалов к Съезду. Активный участник заседаний съезда, секретарь секции церковных вопросов, член исполнительно-редакционной комиссии, созданной съездом для завершения работ.
Сотрудник и соредактор ежемесячного церковно-общественного и миссионерского журнала « Голос Церкви », издававшегося Чудовым монастырем в Москве ( 1912 - 1916 ).
Указом Св. Синода переведен на аналогичную кафедру в С.-Петербургскую Духовную академию и назначен Петербургским епархиальным миссионером (9.7. 1913 ).
Редактор журнала « Душеполезное чтение » ( 1915 - 1917 ).
Член Миссионерского совета при Св. Синоде (11.3. 1915 ).
Участник Совещания Монархистов 21—23 нояб. 1915 в Петрограде (Петроградское Совещание), где выступал в прениях по вопросу борьбы с Прогрессивным блоком.
Участник Собора 1917-1918 гг .
Работал при 1-м Петроградском университете, сотрудник Наркомпроса (15.4. 1919 ).
Арестован в Петрограде без предъявления обвинения (23.10. 1919 ). Отправлен во внутреннюю тюрьму на Лубянке (16.11. 1919 ). Находился в Новопесковском и Ивановском концлагерях в качестве заложника (дек. 1919 ). По ходатайству Политического Красного Креста освобожден, вернувшись в Петроград.
Начальник секретариата Московского комитета путей сообщения и Московской железной дороги ( 1920 -1.6. 1921 ). Старший ученый архивист при Петроградском отделении Центрального архива РСФСР и научный сотрудник при Едином Государственном Архивном Фонде ( 1921 -27.6. 1923 ). Научный сотрудник 1-го разряда в секции научных работ Петрограда по линии Цетральной комиссии улучшения быта ученых.
Арестован в Лениграде (26.3. 1927 ). По ст. 58-10 УК РСФСР приговорен к трем годам ссылки в Севкрай. (13.1. 1928 ). Отправлен в Краснококшайск (Йошкар-Олу).
Организатор, а затем сотрудник Павлоградского архива ( 1933 - 1937 ). На пенсии ( 1937 ).
17 декабря 1964 года скончался в Павлограде Днепропетровской области.
Труды
Перу Айвазова принадлежит более 250 трудов, в основном по сектоведению и противосектантской полемике. Среди статей многие посвящены также церковно-общественной жизни, защите Православной Церкви в России. Писал под псевдонимами Правдолюбов И., Азовский И., Мариупольский И.
Орловский миссионерский съезд в связи с вопросом о свободе совести. Тамбов, 1901
Внутренняя миссия в тамбовской епархии за 25 лет. Тамбов, 1903
Областной миссионерский съезд в Одессе // Мирный труд. 1905. Кн. 10
Всемирная задача христианства. Христианское самодержавие. СПб., 1905
К вопросу о смертной казни. Изд. 3-е. Харьков, 1905
Русское сектантство. Изд. 3-е. Харьков, 1906
Миссионерская полемика. Изд. 3-е. Харьков, 1907
Московские сектанты и московские братцы. Изд. 2-е. М., 1909
Обновленцы и староцерковники. В недрах церковно-общественных настроений нашего времени. М., 1909
Религиозное обновление наших дней («Новопутейцы», «Вехи»). 3-е изд., испр. и доп. М., 1910
Религиозная правда русского самодержавия. 3-е изд. М., 1910
Власть русского Царя. М., 1912
Для клира и народа. Православный сборник церковных песнопений. С приложением миссионерского месяцеслова… Собрали И. Г. Айвазов и Н. И. Романцев. Под ред. И. Г. Айвазова. СПб., 1914
Царь Иудейский. Драма в 4-х действиях и 5-ти картинах. М., 1914
Новая вероисповедная система русского государства. — М., 1914
Граф Лев Толстой. Пг., 1914
Христовщина. Т. 1—3. Пг., 1915
Русское сектантство. М., 1915
Христианская Церковь и современный социализм. 5-е изд. Пг., 1915
Баптизм — орудие германизации России. 3-е доп. изд. Пг., 1916
Материалы для исследования секты скопцов. М. 1916.
Владимир, Митрополит Киевский и Галицкий. Пг., б
Опубликовал в « Журнале Московской Патриархии » несколько статей ( 1950 - 1954 ). Одна из этих последних статей ( 1953 г.) посвящена критике заблуждений митрополита Антония (Храповицкого) по поводу догмата искупления.
Литература
Церковно-исторический вестник. № 2-3. М. 1999. С. 33-34, 152
Протодиакон Сергий Голубцов. Московская Духовная академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М. 1999. С. 7-8.
Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 1901-1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.
Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.7-8.
Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сент.— 4 окт. 1909 М., 1910.
Протоколы Казанской ДА. 1912. С. 89.
ЖМП. 1965. № 4. С. 45.
Использованные материалы
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=3644
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?5_8860
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент