Значение ЕВСЕВИЙ (НИКОЛЬСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

ЕВСЕВИЙ (НИКОЛЬСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Евсевий (Никольский) ( 1860 - 1922 ), митрополит Крутицкий , наместник патриаршего престола.

В миру Никольский Евгений Иванович [1] , родился 21 января 1860 [2] году в селе Серебряки Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника.

Закончив Тульские духовное училище и семинарию , поступил в Московскую духовную академию . В 1885 году окончил ее со степенью кандидата богословия (магистрантом) и тогда же был определен в Могилевское духовное училище учителем русского и славянского языков.

С 1888 года - помощник смотрителя Могилевского духовного училища. Одновременно проходил должность члена Могилевского уездного отделения епархиального Училищного совета и исполнял обязанности делопроизводителя Училищного правления.

3 августа 1893 года был пострижен в монашество под именем Евсевий в честь Евсевия, епископа Самосатского . 5 августа был рукоположен в сан иеродиакона , а 6 августа, в день Преображения Господня , - во иеромонаха . Таинство хиротонии совершал Николай (Налимов) , епископ Гдовский

11 сентября 1893 года был назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита . Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября 1893 года был определен на должность ректора Иркутской духовной семинарии .

Служение в Иркутске

В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором " Иркутских епархиальных ведомостей ", председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества .

26 [3] января 1897 года был хиротонисан в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского , викария Иркутской епархии . Хиротонию совершали архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий-Донебин) , епископы Рязанский Мелетий (Якимов) , Забайкальский Георгий (Орлов) и Якутский Никодим (Преображенский) . Сразу за этим 26 января [4] 1897 года епископ Евсевий был назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске .

Епископ Камчатский

4 февраля 1898 года он прибыл в Благовещенск и вступил в управление епархией. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился владыка к богослужению, истово проповедовал, блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество - с благотворительностью. Он ни на минуту не оставлял попечения о пастве.

1 января 1899 года владыка был назначен первым епископом вновь учрежденной Владивостокской и Камчатской епархии [5] .

Архипастырь Владивостокский

20 лет пребывания владыки на Владивостокской кафедре совпало с усиленным заселением Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с Русско-Японской Войной , со временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении.

Перед прибытием в епархию в 1899 году в первую неделю Святой Четыредесятницы владыка прибыл в Свято-Троицкую Шмаковскую обитель и провел там целую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения новой епархии. В монастырской тиши и уединении постом и молитвой подкреплял себя пастырь на предстоящее служение.

Новая епрхия занимала огромную территорию площадью 1 200 000 квадратных верст, в которой насчитывалось 69 церквей. Священников не хватало и зачастую приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и владыка Евсевий поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный приходский Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей.

Однако, уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. С течением времени было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковноприходских школ. Только во Владивостоке при его непосредствеенном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский) , Петропавловский ("на Первой Речке") , школа-церковь в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (миссионерская) , не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров.

Много Владыка трудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского .

12 июля 1907 [6] года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии , а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле . Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.

Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине .

Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка , а также пожертвовал для Александровского Сахалинского храма икону Божией Матери "Неувядаемый Цвет" , присланную ему лично со Святой Горы Афон . Священники и учителя церковноприходских школ из других епархий просились и переводились на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Мудрый Владыка определял кандидатов на должности не иначе, как после непосредственного знакомства с каждым из них.

Для привлечения духовенства к делу религиозно-нравственного просвещения Владыка регулярно собирал епархиальные съезды. В 1903 году по его инициативе было начато издание " Владивостокских епархиальных ведомостей ". В типографии Свято-Троицкого Шмаковского мужского монастыря с его благословения печаталась духовная литература, распространявшаяся и за пределами епархии.

Одним из основных направлений деятельности правящего архиерея являлось миссионерство, ибо Владивостокско-Камчатская епархия была населена тогда многочисленными инородцами-язычниками - китайцами , корейцами , малыми народностями Дальнего Востока. Владыка поднял миссионерское дело на недосягаемую высоту. По всей епархии были созданы миссионерские станы для научения ведению миссионерской работы, открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но преподавали уроки рационального ведения хозяйства. Дарования, добродетели и полезная деятельность правящего архиерея снискали ему любовь и уважение инородцев-язычников, немало из которых привел он к Таинству Святого Крещения.

С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство , утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал цесаревич Алексей .

Благодатное служение владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа , а в 1912 году ему была вручена Высочайшая грамота, в которой говорилось: Продолжительное святительское служение Ваше на дальневосточной окраине нашего Отечества ознаменовано трудами и подвигами ревности вашей о славе святой Христовой веры и духовном благе ввереной вам паствы. Вашими заботами умножены храмы Божии, ширится и крепнет основанное на началах любви к Православной Церкви и преданности царю и Родине религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, возвышается миссионерское делание среди многочисленных стремящихся к познанию Истины инородцев. По мысли Вашей учреждено Православное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, возбудившее глубокий интерес к духовным нуждам далекой Камчатки и привлекающее жертвы на их удовлетворение. Владыка был удостоен и других высоких наград.

В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участововал в прославлении святителя патриарха Ермогена , был назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку св. икон по водным путям.

В 1917 - 1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви , после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при патриархе , для чего вновь выехал в Москву .

Последние годы в Москве

По окончании срока его деятельности в Священном Синоде в 1919 - 1920 годах, не имея возможности по причине гражданской войны возвратиться в свою епархию, архиепископ Евсевий был временно назначен управлять Смоленской епархией .

В 1920 году святитель патриарх Тихон назначил архиепископа Евсевия наместником патриаршего престола в Москве. 18 февраля 1920 года он был избран митрополитом Крутицким . Столь высокое назначение митрополит Евсевий принял как временное, с условием, что при первой же возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою родную Владивостокскую епархию.

В последующие годы до своей кончины он проживал в Москве. Митрополит Евсевий (Никольский) скончался 31 января 1922 года, за сутки до кончины служив Божественную литургию . Заупокойное богослужение совершил святитель патриарх Тихон со многими находившимися тогда в Москве иерархами в храме Христа Спасителя при большом стечении молящихся. Погребение состоялось в Новодевичьем монастыре , с северной стороны Смоленского собора.

В частной владыка Евсевий жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.

Награды

Высочайшая грамота ( 1912 ).

орден св. блгв. вел. князя Александра Невского ( 1912 ).

бриллиантовый крест на клобук ( 1915 ).

Труды

"Речь при вручении жезла епископу Нестору Петропавловскому на Камчатке", Прибавление к "Церковным Ведомостям" , 1916, № 46, 1099.

Литература

Церковные Ведомости , 1896, № 49, 425; 1897, № 42, 387; 1899, № 3, 17.

Прибавление к "Церковным Ведомостям" , 1897, № 14, 533; 1910, № 31, 1312.

Известия Казанской Епархии , 1912, № 33, 988; № 41, 242; 1913, № 1, 22; № 7, 245.

Православный Собеседник , 1900, июнь, 767.

Русский Паломник , 1912, № 27, 410 (фото).

Миссионерский Календарь , 1907, 132.

Иркутские Епархиальные Ведомости , 1898, № 4.

Камчатские Епархиальные Ведомости , 1898, № 1, 3; 1899, № 9.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г. , 68-69.

Булгаков, 1395, 1401.

БЭС , т. I, стб. 518, 956.

БЭЛ , т. III, стб. 535; т. V, стб. 1033; т. VIII, стб. 233.

ЦЭС , 68-69.

В.Г(линский), 10/22.

ФАМ II , № 31, 6.

Прозорова, Г. В., "У истоков Владивостокско-Камчатской епархии", ЖМП , 1995, № 11, 47-51.

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1527

Великая Маньчжурская Империя. К десятилетнему юбилею , Харбин: Изд. Государственной организации Кио-ва-кай и Главного Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи, 1942, 264.

[1] День ангела - 22 июня .

[2] По Мануилу - в 1861

[3] Или 24

[4] По Мануилу - 4 октября

[5] Или - Владивостокской и Приморской. К концу правления владыки Евсевия епархия называлась Приморской и Владивостокской.

[6] Дата Синодального указа согласно сборнику _Великая Маньчжурская Империя. К десятилетнему юбилею_, Харбин: Изд. Государственной организации Кио-ва-кай и Главного Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи, 1942, 264. В http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1527, вероятно ошибочно, указана дата 12 июля 1908 года.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.