Значение слова ТАТИАН в Православной энциклопедии Древо

ТАТИАН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Татиан (Τατιανος) (+ ок. 175 ), христианский писатель-апологет II в. по Р. Хр., младший современник и ученик Иустина , родом из Ассирии .

Греко-римская поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны; он сам про себя говорил, что «весьма славился в языческой мудрости».

Предпринимая путешествия в разные страны, он собрал много данных о быте, нравах и религиозных воззрениях многих народов Азии и Европы. Но и такой богатый запас разнородных сведений не удовлетворил Татиана как не отвечающий на запросы ума и сердца, желающего постигнуть истину.

Он посвятился в какие-то греческие мистерии — вероятно, элевсинские,— но и в них не нашел искомого. Прибытие в Рим еще более усилило убеждение Татиана, что язычество не обладает истиной. Это заставило его «углубиться в себя и исследовать, каким образом найти истину».

Ему попали в руки книги Свящ. Писания, которые произвели на него глубокое впечатление «по простоте их речи, безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предвидению будущего, превосходству правил и, наконец, по учению о едином Властителе над всем». К этим книгам расположило его и то, что они гораздо древнее всех памятников эллинской образованности.

Затем Татиан увидел высоконравственную жизнь христиан и особенно был поражен готовностью их бестрепетно умирать за свои верования. Он обратился в христианство, сделался учеником св. Иустина и вместе с ним терпел преследования от философа Кресцента .

По примеру своего учителя, он стал проповедником и защитником христианства. Есть основание думать, что он был преемником Иустина в должности учителя основанной последним в Риме богословской школы. После мученической смерти Иустина Татиан удалился в Сирию и здесь увлекся гностицизмом . О дальнейшей его судьбе нет никаких известий. Время его смерти предположительно относится к 175 .

Заблуждения Татиана

Главнейшие заблуждения Татиана, по показаниям Иринея , Ипполита , Климента Александрийского и других церковных писателей, состояли в том, что он допускал невидимые зоны, подобно Валентину , объяснял слова в книге Бытия «да будет свет» как просьбу демиурга к высшему Богу, отрицал возможность спасения Адама как главы непослушания, отвергал брак, почитая его блудодеянием, осуждал употребление мяса и вина и был если не основателем, то одним из значительных представителей секты энкратитов («воздержников»), называвшихся также гидропарастатами , акварианами вследствие употребления ими одной воды при совершении евхаристии .

Иероним приписывает Татиану докетический образ мыслей о плоти Христа.

Труды

По свидетельству Евсевия и Иеронима , Татиан написал очень много книг, но из них дошла до нас только его апология христианства, а прочие известны только по заглавиям или очень небольшим отрывкам.

Климент Александрийский делает небольшую выдержку из его книги «О совершенстве по учению Спасителя»; Евсевий приписывает Татиану «Книгу вопросов» и свод четырех евангелий под названием «δια τεσσαρων», в котором, по свидетельству Феодорита, Татиан опустил родословия Христа и другие места, показывающие, что Христос по плоти происходил от семени Давидова. Этим евангелием пользовались не только последователи Татиана, но и православные христиане как книгою весьма удобной. Феодорит нашел более 200 экземпляров его в церквах своего округа (Кира), отобрал их и заменил каноническими Евангелиями четырех евангелистов.

В апологии христианства «Речь против эллинов», написанной Татианом в православный период его жизни, апологет доказывает превосходство христианства перед язычеством по веро- и нравоучению и по степени древности происхождения. Особенность этого труда — беспощадная критика языческой философии, к которой его предшественник и учитель относился с большим уважением, находя в ней проблески Божественной истины. Апология Татиана пользовалась великим уважением в древние времена христианства; из нее приводили отрывки в своих сочинениях Афинагор , Климент Александрийский , Тертуллиан , Евсевий и др.

Литература

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;

П. Преображенский, Сочинения древних христианских апологетов, СПб., 1895 (перевод апологии Т. на рус. язык и сведения о его жизни);

А. Сергиевский, Отношение апологетов восточной церкви 2 в. к языческой философии, «Вера и разум», 1886, т. 2, ч. 1;

И.П. Реверсов, Защитники христианства (апологеты), СПб., 1899.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.