Значение слова ЭНКРАТИТЫ в Православной энциклопедии Древо

ЭНКРАТИТЫ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Энкратиты (от греч. enkrateia, воздержание), последователи еретического движения в Древней Церкви, проповедовавшие крайние формы воздержания как необходимое условие для спасения и членства в Церкви. Энкратиты отрицали брак, запрещали употребление в пищу мяса и вина, заменяя вино водой даже в Евхаристии , вопреки установлению Господа (Мф 26. 26 и др.), за что были прозваны также «акватианами» (от лат. aqua, вода).

Основателем секты Евсевий Кесарийский [1] вслед за сщмч. Иринеем Лионским [2] считает греческого апологета II в. Татиана Ассирийца , ученика св. мч. Иустина Философа , ушедшего из Церкви вскоре после мученической кончины учителя. Татиану и энкратитам инкриминируются также искажения Св. Писания в «Диатессароне» (древний сирийский синоптический свод «из четырех» Евангелий) и отрицание Павловых посланий и Деяний Апостолов.

В то же время, сщмч. Ириней [3] выражает недоумение, как Татиан , показывавший в своей апологии превосходство Моисея и пророков над всеми греческими мудрецами, мог настолько исказить то учение о богоустановленности брака и назначении полов, какое содержится в первых главах книги Бытия .

Нельзя считать энкратитов особой сектой . Это было скорее известное направление нескольких сект с различными догматическими воззрениями. Евсевий Кесарийский причисляет энкратитов к христианам. В свою очередь, сщмч. Ипполит Римский [4] описывает энкратитов скорее как раскольников, нежели как еретиков, говоря, что они «признают учение о Боге и Христе согласно с Церковью, но в образе жизни уклоняются». Климент в 3-й книге "Стромат" не считает энкратитов сектой, а сообщает только об Юлии Кассиане, которого он называет основателем докетизма , что он писал "о воздержании и оскоплении", и приводит три отрывка из этого сочинения, написанных в духе энкратитов.

В этом же духе написано было Евангелие к египтянам . Епифаний посвящает энкратитам, очень многочисленным в его время, особый отдел. Он упоминает о дуализме энкратитов, говорит, что они включали в состав канона деяния Андрея, Иоанна, Фомы и др. апокрифы , а многие места Ветхого Завета исключали, сообщает, наконец, что для евхаристии они употребляли воду вместо вина. В этом смысле они схожи с позднейшей русской сектой трезвенников .

Это явление свойственно не одному христианству. Климент Александрийский [5] сравнивает энкратитов с индийской сектой сарманов , Ипполит - с киниками . Сюда же можно отнести назареев и ессеев .

Литература

Христианство, энциклопедический словарь, т. 3 , Москва, 1995 г.

http://www.patriarhia.ru/db/text/77138.html

[1] Церковная история 4. 29

[2] Против ересей 1. 28

[3] Против ересей 1. 28

[4] Философумены 8. 20

[5] Строматы , 1, 15, 71

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.