Значение ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Димитрий Угличский, Московский ( 1582 - 1591 ), царевич, благоверный , страстотерпец .

Память 19 октября , в день рождения, 15 мая в день кончины, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых , 3 июня в день перенесения мощей

Родился 19 октября 1582 года, сын царя Иоанна Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Федоровны Нагой .

По смерти отца и восшествии на престол Феодора Иоанновича , Димитрий, вместе с матерью и ее родственниками, Нагими, по решению "всех начальнейших людей", т. е. ближайших советников и опекунов молодого царя, отправлен был на житье в Углич . Как можно догадываться, это было сделано из опасения, чтобы родственники Димитрия не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению слабоумного Федора и провозглашению царем Димитрия. Но и живя в Угличе, Димитрий представлялся опасным, если не для Феодора, то для Бориса Годунова , властолюбивого боярина, имевшего большое влияние на царя Феодора. Носились слухи, что малолетний Димитрий унаследовал жестокий нрав своего отца, что Нагие воспитывают его в ненависти к Годунову; Борис мог серьезно опасаться за будущее.

Летописное сказание [1] повествует, что Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника; сперва он попытался отравить Димитрия; когда же это не удалось, подослал в Углич убийц — Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым. 15 мая 1591 г. два последние, вместе с сыном мамки Димитрия, Осипом Волоховым, зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе , во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами.

Следствие, производить которое назначены были окольничий Андрей Клешнин и боярин кн. Василий Шуйский , представило факт смерти Димитрия в другом свете: будто он, играя "в тычку", был захвачен припадком падучей и во время него сам случайно наткнулся на нож. Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве; первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, где населили ими г. Пелым .

Многочисленные противоречия и явная тенденциозность следственного дела [2] заставляют с большим недоверием относиться к его показаниям. Среди историков и по настоящее время существуют разные взгляды на смерть Димитрия. Миллер [3] , Щербатов [4] , Карамзин [5] , преосв. Филарет [6] , Соловьев [7] и Костомаров [8] признают достоверность летописного рассказа об убийстве царевича и считают виновником его Годунова. Напротив, Погодин [9] , Арцыбашев [10] и Е. Белов [11] отрицают вину Годунова и принимают показания следственного дела.

С прекращением династии московских Даниловичей бездетной смертью царя Федора, имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени (см. Лжедмитрий ). Василий Шуйский , вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедмитрия , приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву , чтобы "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей" .

3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его" . После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год - рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".

В 1997 году Московским Патриархатом совместно Российским детским фондом учрежден Орден святого благоверного царевича Димитрия. Им награждаются лица, внесшие значительный вклад в дело попечения и защиты страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.

Молитвы

Тропарь

Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, / богомудре мучениче, / за скиптр крест в руки приим, / явился еси победоносец, / в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, / яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. / Молися о державе сродников твоих богоугодней быти / и сыновом Российским спастися .

Тропарь на перенесение мощей

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, / имея в себе праведныя твоя мощи, / благоверне царевиче Димитрие, / яко цвети благоуханнии, / пребываеми во святем храме, / просвещение подают душам и телом нашим. / Тем радостно тя восхваляем, / и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: / моли Христа Бога даровати нам велию милость .

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6556.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1222.htm

http://tula.eparhia.ru/nagrady/ordena/dimitriy/

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] Ник. лет. VIII, 15—20; Лет. о мятеж., 19—26; Нов. лет., 31—35; "Сказание" Палицына"

[2] оно напечатано в "Собр. Гр. и Дог." II, № 60

[3] "Опыт новейшей истории о России", в "Ежемесячн. соч.", 1761 г., янв., 44-54

[4] VI, ч. 1, 290—291

[5] "Ист. гос. Рос.", т. X

[6] "Исследование о смерти царевича Димитрия" в "Чтениях Общ. Ист.", 1858 г. и "Русские святые" под 15 мая

[7] "Ист. Рос.", VII, пр. 131

[8] "Русск. ист. в жизнеоп.", т. I, 582—584 и возражения на ст. г. Белова, "Вестн. Евр.", 1873, № 9

[9] "Историко-критические отрывки", М., 1846, 271—307

[10] в "Вестн. Евр.", 1830; перепечатано в "Русск. Арх.", 1886

[11] "О смерти царевича Дмитрия", "Ж. М. Н. Пр.", 1873, т. 168

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.