Значение ИОВ МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ИОВ МОСКОВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иов (+ 1607 ), первый Патриарх Московский и всея Руси , святитель .

Память 5 апреля (перенес. мощей), 19 июня и 5 октября (в Соборе Московских святителей ).

В миру Иоанн, родился в семье посадских людей города Старица Тверской губернии, воспитывался в Старицком монастыре и около 1553 г. принял здесь монашество .

В 1571 г. переведен в Москву настоятелем Симонова монастыря и снискал расположение Иоанна Грозного , которого часто сопровождал в поездках по монастырям. Возведен в сан архимандрита .

В 1575 - 1580 годах - настоятель Новоспасского монастыря .

16 апреля 1581 году был рукоположен в сан епископа Коломенского .

С 9 января 1586 года - архиепископ Ростовский .

С 11 декабря 1586 года - митрополит Московский , заменил Дионисия , который не нравился Борису Годунову .

В древней Руси XVI в. распространено было убеждение, что Москва — единственная хранительница чистого православия, третий Рим; отсюда желание иметь, независимого от греков, русского патриарха.

Благодаря тому же Годунову, Иов избран был первым патриархом всероссийским.

Патриаршество

23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси .

Весь народ с радостью воспринял это знаменательное событие в истории Русской Церкви и государства. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви . Русскому Патриарху было определено пятое место в диптихе Патриархов — после Иерусалимского.

Святитель Иов занял этот важный пост, но ни в церковной, ни в общегосударственной жизни не играл сколько-нибудь заметной роли. Будучи чрезвычайно кротким, уступчивым, Иов, по-видимому, вполне отдал себя в руки Годунова , в интересах которого и действовал. Нисколько не возвышаясь над общим уровнем своей эпохи, враг всяких нововведений, Иов противился учреждению в России университета, задуманного Борисом для образования русских людей.

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие , Псалтирь и Апостол . «Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», — отмечает его жизнеописатель.

При святителе Иове были прославлены многие русские святые: Василий Блаженный , преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий , благоверный князь Роман Угличский , преподобные Антоний Римлянин и Корнилий Комельский , блаженный Иоанн Московский , преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий .

Немалые его труды были направлены на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещенных землях Поволжья и Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Минея Общая (1600), Чиновник архиерейского служения (1600) и Служебник (1602). Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

Свои личные средства и богатые царские подарки святитель Иов употреблял на дела милосердия и строительство храмов. Только в Москве в период с 1592 по 1600 год были построены двенадцать храмов, основаны Донской , Зачатьевский и Ивановский монастыри. Строились храмы и монастыри в Сибири и других епархиях. При святителе Иове проводилась активная миссионерская деятельность в отдаленных районах государства, были вновь учреждены Псковская , Астраханская и Карельская епархии. Семена Православия, посеянные Патриархом Иовом, принесли в дальнейшем свои духовные плоды, благодаря которым сохранились и упрочились северные и южные пределы Русского государства.

Смутное время. Сопротивление Лжедмитрию и низложение.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей , начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время .

Патриарх Иов, будучи уже старым и больным, составил обличительные грамоты, в которых Лжедмитрий I назван своим настоящим именем беглого монаха Григория Отрепьева, обманщика и самозванца. Эти грамоты отрезвили многих, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещая ввести в России унию. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедимитрия и поддерживающих его изменников. 13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов . В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедимитрию и был низложен.

Во время богослужения в Успенский собор ворвалась толпа вооруженных людей, которые схватили Иова, сорвали с него ризы, одели в черную рясу и отвезли в Старицкий Успенский монастырь .

В 1607 г. Иов приезжал в Москву , по требованию Василия Шуйского , "разрешить клятвопреступление народа русского", изменившего своему законному царю Борису, дал это разрешение, возвратился в свой монастырь.

Скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня.

В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича , нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Кроме разного рода грамот, утешительных посланий и поучений, написанных Иовом, до нас дошла его "Повесть о честнем житии благоверного и благородного царя Федора Ивановича", отличающаяся панегирическим характером, но интересная по заключающимся в ней характеристикам царей Федора и Бориса, к которым Иов относится с чрезвычайным сочувствием.

Почитание Патриарха Иова в лике святых отмечается в различных дореволюционных рукописях и агиографических изданиях. Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение Патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине) день кончины Патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же по благословению архиепископа Димитрия была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. Сначала по благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было включено в Собор Тверских святых ( 1979 ), а на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.

Тропарь

Да торжествует Церковь Христова / и да радуется град Москва, / яко возсия светильник земли Российския, / во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх, / егоже молитвами. Господи, / вся соблазны мира сего и ереси искорени, / люди во благочестии настави / и утверди в Православии.

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6632.htm

http://www.patriarchia.ru/db/text/260896.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.