Христа Спасителя собор - построен в Москве по обету имп. АлександраБлагословенного. Побуждения, вызвавшие в его душе зарождение обетасоздать этот храм во имя Самого Христа Спасителя, следующие: во-первых,он хотел воздать этим в духе христианства благодарность БогуПромыслителю, спасшему Россию от нашествия французских полчищ в 1812 г.;во-вторых - желание увековечить в памяти потомства эту достопамятнуютяжкую годину отечественной войны. Указ о построении этого храма изданбыл в самый год изгнания врагов из пределов отечества, 25 декабря 1812г. Из всех конкурсных проектов больше всего понравился императору проектрусского художника А. Л. Витберга. После неудачной попытки Витбергасоздать храм на Воробьевых горах, император Николай I велел сделатьновый, более удобоисполнимый план храма в старинном русском стиле, т. е.по образцу грековизантийских храмов, с той разницей, чтобы онпредставлял большие размеры и вместе с тем отличался правильностью,легкостью и красотою своих частей, богатством отделки, как внутри, так иснаружи, и, наконец, по идее выполнения служил бы памятникомотечественной войны. В таком именно духе и выработан был новый проектхрама архитектором К. А. Тоном. Этот проект Высочайше утвержден 10гоапреля 1832 г. Место для построения нового храма, избрано самимимператором Николаем I на берегу реки Москвы, где находился Алексеевскийженский монастырь, переведенный в Красное село, близ Сокольничьей рощи.По учреждении комиссии для построения храма приступлено было к землянымработам для фундамента. Сломав, кроме Алексеевского монастыря,Всехсвятскую церковь и многие другие здания и вынув до 10 тыс. кб. сж.земли, начали в 1838 г. кладку фундамента. К концу следующего годаобразовалось Основание храма, представлявшее собою сплошную каменнуюмассу. Эта непроницаемая масса ничем не разделялась и нигде не имелапустоты, потому что и внутренняя площадь между фундаментом заложена былакирпичом и залита известкой. 10 сент. 1839 г. была совершена закладкахрама, в присутствии императора Николая I. С 1839 по 1853 г. (почти 15лет) производилась кладка кирпичных стен, куполов и наружная облицовказдания, на что употреблено кирпича около 45 миллионов штук, а до 1857 г.были приготовлены и установлены металлические части крыши и куполов иокончены все наружные работы, так что в 1859 г., по снятии наружныхлесов, храм, чрез 20 лет после закладки, явился во всем величии икрасоте. В 1857 г. были устроены внутри храма леса и началась штукатуркаи облицовка мрамором стен и пола. В 1860 г. началась работа по расписанию и украшению внутренностихрама, продолжавшаяся 20 лет вследствие сложности художественнойотделки, а также и недостаточности средств, так как ежегодно отпускалосьне более 600 тыс. руб., и только с 1863 г., по соизволению имп.Александра II, был предоставлен неограниченный кредит для довершенияработ к 1880 г., которые и были окончены в том году. Построение храма Х.Спасителя совершалось под руководством комиссии для того Высоч.утвержденной в 1837 г. Освящение и открытие храма Х. Спасителя совершено26 мая 1883 г. в присутствии имп. Александра III. Наружность храмапоражает своим величием, общею гармонией и превосходными скульптурнымиработами, чему вполне соответствует и внутренность, отличающаяся своимбогатством, благолепием и изяществом. Общий характер храма напоминаетдревние русские церкви. Основание его представляет равноконечный крест,в углах которого находятся четыре выступа (порталы); к каждому изпорталов примыкает широкое крыльцо в 15 ступеней; на боковых сторонахнаходятся по два фонаря, освещаемых электричеством. Крыльца сделаны измелкозернистого, темно-красного и пестрого отполированного финляндскогогранита. Этим же гранитом облицован фундамент храма, наружные стеныобложены беловатого цвета протопоповским мрамором. Высота храма отоснования до оконечности креста на большом куполе 48 1/2 саж. Вместе скрыльцами храм занимает пространство в 1500 кв. саж., а внутренность его- 8761/2 кв. саж. Расстояние от северных до южных входных врать 331/2саж. Все здание освещается 60 окнами; из них 16 устроены в главномкуполе, 36 над хорами и 8 в коридоре. Фасады храма со всех четырехсторон совершенно одинаковы. Все двенадцать бронзовых литых дверей (потри с каждой стороны) с изображением на них событий из священной историиимеют вес: средние до 800 пд., а боковые до 500 пд. каждая. Внутренняясторона дверей сделана из резного дуба. С наружной стороны храма вполуциркульных арках порталов, в углах и над карнизом пьедесталапомещены скульптурные горельефные изображения, которые находятся отземли на высоте 13 саж. Скульптурная работа начата была в 1846 г., аокончена в 1863 г. и исполнена из протопоповского мрамора русскимихудожниками: бароном Клодтом (7 рельефов), Логановским (33 рельефа) иРамазановым (8 рельефов). Все священноисторические изображениянапоминают события отечественной войны 1812 г.; здесь, как бывыступающие в защиту, изображены фигуры русских святых заступников имолитвенников за Российское царство. Здесь же представлены отечественныедеятели, с честью и славою потрудившиеся к утверждению и распространениюправославной веры, и, наконец, князья русские, которые твердо стояли заблаго России. Все здание увенчано пятью главами, из которых средняязначительно более прочих. Круглая стена средней главы лежит навосьмигранном основании, а прочие на выходящих углах между концамикреста и имеют форму колоколен. Купола, покрывающие большую и малыеглавы, вверху суживаются, подобно всем главам старинных русских церквей.В малых куполах повешено 14 колоколов. Внутренность храма делится на тричасти: коридор, хоры и собственно храм. Коридор, шириною в 6 арш.,предназначен, по образу древнерусских храмов, для крестных ходов ивместе с тем служит самым наглядным памятником событий отечественнойвойны. Здесь, как для украшения стен, так и для напоминания о событиях1812 г., находятся на белых мраморных досках все манифесты, вышедшие вто время. Так, начиная с левой стороны западных дверей, находитсявырезанное на мраморной доске Высоч. объявление от 13 июня 1812 г. овторжении неприятеля в пределы Российской империи и затем два воззванияот 6 июля к народу Русскому и Москве об ополчении. Далее следует, вхронологическом порядке, описание 71 сражения, бывших в пределах Россиив 1812 г. Против алтаря помещены манифесты об изгнании неприятеля изпределов Русского государства 25 декабря 1812 г., два благодарственныеманифеста: один - к Русскому народу, а другой - к Русскому дворянству,против горного места - манифест о построении храма Х. Спасителя в Москвев благодарность Богу и на память последующим векам; по сторонам -благодарственный манифест городу Москве и манифест об учреждении медалив память 1812 г. Затем далее, по южной и западной сторонам, в таком жепорядке и по тому же образцу, помещены описания 87 сражений, происшедшихза границей, и, наконец, с правой стороны западных дверей манифесты: овзятии Парижа, низложении Наполеона I и о водворении мира в Европе. Надкаждою доской находится изображение того святого, память которогопразднуется в тот день, когда происходило сражение. Верхнюю частькоридора составляют украшенные живописью хоры, с двумя устроенными в нихприделами: правый - во имя святителя и чудотворца Николая и левый - воимя св. благоверного князя Александра Невского. Главный же храм посвященРождеству Х. Спасителя. Главный иконостас храма представляет собоювосьмигранную часовню, сделанную из белого мрамора, с орнаментами иинкрустацией из различных пород мраморов, увенчанную бронзовымвызолоченным шатром, кверху суживающимся, и состоящую из четырех ярусов,предназначенных для помещения икон. Внутри этой часовни находитсяпрестол, так что она служит вместе и напрестольною сению. Свод этойчасовни простирается над третьим, а бронзовый вызолоченный шатер надчетвертым ярусом. При исполнении живописи в храме Х. Спасителя императорНиколай I выразил желание, чтобы она напоминала о всех милостяхгосподних, ниспосланных, по молитвам праведников, на Русское царство втечение девяти веков; поэтому главная задача комиссии состояла как ввыборе сюжетов священных изображений, соответствующих идее государя ицели сооружения храма, так равно в назначении для них мест, и притомтак, чтобы каждый отдел храма имел свое особое значение. Все священныеизображения, назначенные для середины храма, по содержанию своему,представляют евангельское сказание о земной жизни Иисуса Христа. Прочиесвященные картины изображают события особенно знаменательные в духовнойи гражданской жизни нашего отечества. Кроме того, храм Х. Спасителя, какисторический музей, представляя собрание художественных произведений,назначен указывать будущим поколениям ту степень совершенства, докоторой достигло современное искусство живописи. Все священныеизображения принадлежат исключительно кисти русских живописцев искульпторов, академиков и профессоров, и производят на молящегосяблагоприятное впечатление своею художественностью и историческоюверностью. Так как живопись, по содержанию своему в общем, должнавозбуждать мысль о божественном домостроении, т. е. о тех путях исредствах, которые Бог избрал для спасения людей, начиная от сотворениямира и грехопадения первых людей до искупления рода человеческогоСпасителем, то, сообразно этому, мы видим в самой верхней части храма,на своде главного купола, изображение Господа Саваофа, ветхого денми,сидящего, благословляющего обеими руками, имеющего на лоне Сына Божия вобразе Младенца с хартией, на которой написано: гр. "LOGOS" (слово), и вперсях Духа Святого в виде голубя. Исполнение живописи в куполе принялна себя профессор живописи А. Т. Марков в 1861 г. и кончил ее в 1866 г.Этот громадный труд, стоивший 110 тыс. руб., исполнен со всеютщательностью и согласно строгим требованиям науки и искусства. В поясеглавного купола представлены лица ветхозаветной и новозаветной церкви,имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира: на восточнойстороне изображен Спаситель, сидящий в белом хитоне с раскрытой книгой,в которой написано: "Аз есмь свет миру" (Иоан. VIII, 12). По обеимсторонам Его расположено тридцать священных изображений, вышиною каждоедо 8 арш. В алтаре помещены священные картины, напоминающие как о самомрождении Спасителя, так и о событиях последних дней Его земной жизни.Ниже свода на площади восточной стены изображено "Рождество Христово",согласно божественной песни: "Дева днесь Пресущественного раждает". Оноисполнено В. П. Верещагиным. Ниже этой картины над Горним местомпомещено изображение "Тайной Вечери". Исполнено также в больших размерахакадемиком Семирадским. По левую сторону от нее: "Моление о чаше", "Сечеловек" (уничижение Господа во время суда над Ним) и "Несение Креста",а направо: "Распятие", "Снятие со Креста" и "Положение во гроб". Все 6картин исполнены проф. В. И. Верещагиным. Ниже свода, на северной стененад аркою - изображение Х. Спасителя, как великого Архиерея церкви, вархиерейском облачении, благословляющего обеими руками, окруженногоангелами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Х.По сторонам хорной арки помещены вселенские святители и учители,составители чина божественной литургии; на каждой стороне по дваизображения, одно над другим: св. Иаков, брат Господен, и св. ВасилийВеликий, св. Иоанн Златоуст и св. Григорий Двоеслов. Исполнил академикФ. С. Журавлев. Храм Х. Спасителя вмещает в себе до 10000 чел. Общаястоимость его сооружения, со включением расходов на покупку строений,бывших на этом месте, а равно и на содержание комиссии по построениюхрама, простирается до 15200000 руб. Ср. М. Мостовский, "История храмаХ. Спасителя в Москве" (М., 1884); Ф. Рычин, "Путеводитель по московскойсвятыне" (М., 1890); В. Зелинский, "Храм Х. Спасителя в Москве" (изд. 2,М., 1894).
Значение слова ХРИСТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ХРИСТА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012