Значение ГРИГОРИЙ (МИТКЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ГРИГОРИЙ (МИТКЕВИЧ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Григорий (Миткевич), архиепископ Калужский ( 1807 - 1881 ).

В миру Миткевич Николай Васильевич.

Родился 14 мая 1807 г. в с. Жукове, Черниговской губернии в семье священника.

В 1818 г. он закончил Черниговское Духовное Училище , и в 1821 г. поступил в преобразованную Черниговскую духовную семинарию .

В 1827 г. окончил Черниговскую семинарию .

В 1828 г. поступил в Киевскую духовную академию , которую окончил в октябре 1831 г. со степенью магистра и был оставлен при ней бакалавром.

10 октября 1831 г. в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября - во иеромонаха и назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской Лавры .

13 октября 1833 г. назначен инспектором Киевской семинарии .

С 23 июля 1836 г. - инспектор Киевской духовной академии .

11 октября 1836 г. возведен в сан архимандрита.

13 февраля 1837 г. архимандрит Григорий был определен экстраординарным профессором КДА и управляющим Киево-Братским монастырем .

С 22 декабря 1838 г. - ректор Ярославской семинарии .

В 1843 г. с 28 февраля по 7 мая архим. Григорий был вызван в Санкт-Петербург на череду священнослужения и проповеди.

С 5 мая 1844 г. - ректор Казанской академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря .

13 октября 1851 года состоялся указ о бытии архимандриту Григорию епископом Калужским. 9 декабря 1851 г. он был хиротонисан во епископа Калужского .

20 апреля 1869 г. возведен в сан архиепископа.

Скончался 13 апреля 1881 г.

Архиепископ Григорий еще при своей жизни был почитаем великим угодником Божиим. Отец его, о. Василий Миткевич , настоятельствовал в сельском храме в честь свт. Николая - по имени которого и был назван младенец. На первом же году жизни он сильно заболел, и когда уже не было никаких надежд на выздоровление, отец отнес его в церковь, к храмовой иконе свт.Николая, после чего младенец исцелел.

По отзыву историка Казанской академии профессора Знаменского, Григорий "при незаурядной учености и строгой монашеской жизни был человек в высшей степени деловой и опытный, с сильной волей, с серьезным, крепким и властным характером, невольно заставлявшим подчиняться ему всех, администратор по призванию".

Учебные заведения, в которых ему приходилось трудиться, несмотря на его строгость, вспоминали о нем с глубокой симпатией.

Казанская духовная академия обязана ему внешним благоустройством и внутренней организационностью.

Человек строгой правды, не поддававшийся так называемым веяниям времени, он сохранил свой нравственный облик неизменным в разные до противоположности периоды жизни за время своего долгого служения.

24 декабря новопоставленный архипастырь прибыл в Калугу , где прослужил 30 лет, всячески отказываясь от перевода на лучшие кафедры, и получив от Св.Синода лишь одну награду - возвышение в сан архиепископа в 1869 г.

И на архиерейской кафедре он "прежде всего являлся человеком дела, честным, справедливым, по внешности суровым, требовательным и строгим, но в душе добрым и сердечным администратором, всем доступным, необычайно трудолюбивым, делавшим все своими руками и не полагавшимся на своих приближенных советников". Он лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых. Был неумолимо строг к курильщикам.

При нем открыты множество приходских школ и женское епархиальное училище, проведена реформа приходов со штатным распределением духовенства, проведено преобразование духовно-учебных заведений по Уставу 1867 года.

При архиеп. Григории начали издаваться " Калужских епархиальных ведомостей ", он учредил братства св. Иоанна Богослова для ведения бесед с раскольниками.

Архиеп. Григорий состоял почетным членом Русского археологического общества Казанской академии, членом попечительного комитета о раненых и больных воинах, вице президентом Калужского попечительного комитета о тюрьмах .

Преосвящ. Григорий отличался строгой простотой жизни, бескорыстием, богослужебными трудами. Это был, поистине, "светильник горя и светя".

Частная жизнь архиепископа Григория была подражанием древним подвижникам: спал он лишь 4 часа в сутки, на голых досках, которые позволил покрыть войлоком лишь в смертной болезни, был великим постником и молитвенником, ежедневно присутствуя на богослужениях в городских Калужских храмах, куда отправлялся пешком. В день Святителя Николая и в Страстную Пятницу он раздавал милостыню, всегда помогал из своих средств вдовам и сиротам. Ко всем клирикам Преосвященный был добр, но беспристрастен.

Будучи сам строгим подвижником, архиеп. Григорий любил и ценил подвижничество. При нем процвела подвижниками Оптина пустынь и восстала из развалин Тихонова пустынь .

Особого внимания достойно отношение архиепископа Григория к Оптиной пустыни : именно в его правление она переживала свой расцвет, что неудивительно , так как преосвященный, будучи человеком духовным, сразу усмотрел в Оптиной сосредоточиние особой, духовной жизни. Во время правления архиепископа Григория в Оптиной подвизались преподобные старцы: Макарий , Амвросий , Исаакий , и все пользовались его благорасположением. Последний же из перечисленных старцев - схиархимандрит Исаакий к Преосвященному питал особое благоговение, каждое слово его почитая выражением воли Божией. В келье же преподобного Амвросия, которого архиепископ Григорий посещал весьма часто, портрет его находился вместе с изображением других архипастырей и подвижников. Именно из Оптиной, как из некоего доброго рассадника, Владыка старался брать настоятелей для других монастырей. Так, настоятелем и возобновителем Тихоновой Пустыни был поставленный архиепископом Григорием Оптинский архимандрит Моисей, назначенный впоследствии благочинным всех монастырей Калужской епархии. Будучи истинным монахом, Владыка благотворил и иным обителям: им был расширен Крестовский монастырь , и учреждена Белокопытовская женская община . Духовником же своим преосвященный избрал простого но высокодуховного насельника Тихоновой Пустыни иеросхимонаха Иоанна. Будучи человеком высокого личного благочестия, архиепископ Григорий был и весьма деятельным архипастырем. Чтобы вполне осознать значение его архипастырских трудов следует помнить, что его служение пришлось на 50-е - 80-е годы ХIХ в. - время коренной ломки государственного и общественного уклада государства Российского.

О смирении его говорит следующий факт: 21 мая 1870 г. в Лаврентьевом монастыре , в день Вознесения, когда священники ушли в алтарь для малого входа, кто-то подскочил к нему сзади и ударил в правый висок так сильно, что митра слетела, а сам архиерей упал без чувств. Придя в себя он милостливо простил обидчика и вернулся к святительскому служению. От происшествия же этого здоровье архиепископа Григория сильно пошатнулось, и на 50-летие КДА он выехать так и не смог.

Отошел сей праведник ко Господу в Светлый Понедельник 13 апреля 1881 г. в 6.40 утра на 75 году жизни, после кратковременной болезни. Погребен был в западном углу кафедрального собора , против правого (по Рус.биогр.словарю - левого) придела, рядом с могилами епископов Евлампия и Николая . На могиле его совершались панихиды, по которым многие получали исцеления.

В Русском биографическом словаре - подробная статья об архиеп. Григории.

Литература

Леонид, иером. Истор. Церкви в пределах нынешн. Калуж. еп. Калуга, 1876, с. 209.

Нилус С. На берегу Божией реки, с. 269-270.

Булгаков, с. 1401.

Денисов, с. 262.

Строев П., с. 570.

Н. Д., с. 69.

Списки архиереев, № 330.

Юбилейный сборник, с. 298, 512.

Ж. П.Б., апрель, с. 126-167; т. доп. I, с. 853; IX, с. 602-603.

Очерк жизни настоят. Оптин. пуст. архим. Исаакия. М., 1899, с. 18, 22, 50.

Калуж. еп. вед., 1906, № 8-10.

Труды К. Д. А., 1874, февраль, с. 46-47.

Прав. собес., 1897, декабрь, с. 708.

-"- 1902, июль-август, с. 278.

Истор. вестн., 1882, сентябрь-октябрь, с. 9.

-"- 1884, ноябрь, с. 12 п/с. 1.

Прв. обозрен., 1866, январь, с. 43-44; апрель, с. 197-198.

-"- 1868, июль, с. 223.

-"- 1873, т. III, с. 608.

-"- 1881, январь-апрель, с. 851-852.

-"- 1885, сентябрь-декабрь, с. 294-319.

Христ. чтен., 1869, июнь, с. 980.

-"- 1872, июнь, с. 207.

-"- 1874, март, с. 266.

-"- 1875, июнь-декабрь, с. 506.

-"- 1900, март, с. 387-388.

Рус. архив, 1898, кн. 2-я, с. 580 (Записки гр. М.Д. Бутурлина).

-"- 1903, кн. 1-я, № 2, с. 244.

-"- 1912, № 4, с. 580-581.

Ж. М. П., 1945, № 3, с. 70-71.

БЭЛ, т. IV, с. 692, 693; т. VIII, с. 112, 113.

БЭС, т. I, с. 682; т. II, с. 1164.

БЭЮ, т. 7, с. 588.

Русский биографический словарь: В 25 т. /А.А. Половцов. - М.,1896-1918. - Т. . - C. 489

Внешние ссылки

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7370

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.