Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Благовещенская и Тындинская епархия Русской Православной Церкви .
Адрес: Россия , 675000, Благовещенск , Амурской обл., Почтамт, а/я 264
Тел.: (4162) 44-59-15
Официальный сайт: http://www.gold-cupola.ru
E-mail: goldcup@amur.ru
История
Освоение края в составе Камчатской епархии
Проникновение Православия на территорию современной Благовещенской епархии связано с первыми попытками освоения края Россией в XVII веке. Впервые отряд русских казаков Василия Пояркова пришел на Амур из Сибири в 1644 году, шестью годами позже казаки под началом Ерофея Хабарова взяли приступом крепость дауров Албазин . Однако Китай дал русским отпор и по Нерчинскому договору 1689 года русские поселенцы вынуждены были оставить Приамурье. Находясь формально во владении Китая, край китайцами не заселялся - на левом берегу Амура поселений не было.
С середины XIX века Россия вновь обратилась к Приамурью. Начиная с 1854 года генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский вновь повел переговоры с Китаем о левобережье Амура, которое перешло к России по Айгунскому договору 16 мая 1858 года. Еще до начала переселения сюда искони православного населения, среди местного населения - гольдов , гиляков и других - уже велась миссионерская работа направляемая архиепископом Камчатским , святителем Иннокентием Московским . Горячий сторонник освоения Приамурского края Россией, святитель Иннокентий сам сплавлялся по Амуру и проповедовал в этих краях. Приамурские миссионеры содействовали открытию в стойбищах аборигенов не только церквей, но и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа и церковно-приходских школ, обучение в которых велось на их родном языке.
В 1858 году новооснованный Благовещенск-на-Амуре стал новым кафедральным городом святителя Иннокентия, будучи назван в его честь - в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска .
С 1858 года началось заселение края обеспеченными государственной поддержкой казачьими семьями. Обустраивая свой быт, они сохраняли православные обычаи, возвводили храмы и часовни. Положение священников в казачьих общинах было особым: они обязательно присутствовали на станичных кругах, следили за нравственностью прихожан, вели метрические книги, выполняли функции медиков, санитарного контроля, обучали детей грамоте. Священники хорошо знали быт, традиции, воинскую службу казаков, ходили с ними в походы и на войны. Также, как и все казаки, священники вели домашнее хозяйство, терпели такую же нужду, как и их прихожане. Казаки Амурского казачьего войска особенно почитали Албазинскую икону Божией Матери как свою покровительницу.
Великая Сибирская железная дорога и обособление Благовещенской кафедры
С 1890 года начались работы по постройке Великой Сибирской железной дороги, которая привела Приамурье железнодорожных работников, а затем обилие новых переселенцев. Новые условия создали острую необходимость в строительстве церквей и открытии приходов, всестороннего улушения окормления растущей паствы.
В этих условиях была учреждена Благовещенская епархия с наименованием "Приамурская", будучи переименована из Камчатской 1 января 1899 года, после выделения из последней Владивостокской епархии и передачи Охотской округи Приморской области в Якутскую епархию . Епархии принадлежали церкви расположенные по всему течению Амура, начиная от ст. Покровской до города Николаевска, с морским прибрежьем от залива святого Николая, Охотского моря до Императорской гавани в Татарском море, все течение р. Зеи, Буреи, Амгуни с их системами, а также все нижнее течение р. Уссури от ст. Буссе до впадения в Амур.
Для вновь образованных населенных пунктов епархии, по указу Его Императорского Величества и Святейшего Синода ежегодно выделялись средства на церковно-школьное строительство. Этих средств недоставало и особым совещанием при Святейшем Синоде был выработан специальный план церковно-школьного строительства в уже существующих и вновь открываемых приходах, финансируемый Синодом и Переселенческим управлением. Церкви строились также на средства, выделяемые по Высочайшему указу из фонда имени Александра III и частные пожертвования граждан. Постройка церквей осуществлялась по прошению сельских сходов на имя епархиального архиерея. По решению этих же сходов из числа жителей назначались ответственные за строительство зданий церквей и сбор пожертвований. Переселенческое управление и Епархиальный комитет по удовлетворению духовных нужд переселенцев активно содействовали строительству церквей и старались укомплектовать их священнослужителями, приглашая их из центра России. Благовещенскую епархию выделяло массовое строительство церквей в предреволюционную пору.
В 1936 году кафедра была упразднена, а затем вновь возрождена решением Священного Синода от 28 декабря 1993 года.
Изменения названия
Благовещенская и Приамурская (1 января 1899 - 1936)
Благовещенская и Тындинская (с 28 декабря 1993)
Статистика
1.I. 1900 - церквей - 81, часовен - 99; приходов - 66; казачьих приходов - 21; монастырей нет; приходских попечительств - 51; церковных школ более 60; православного населения на 1899 всего 92.988; протоиереев - 5, священников - 71, диаконов - 19, псаломщиков - 60.
1912 - церквей - 100, часовен и молитвенных домов - 107; монастырей - 3; духовная семинария, 85 церковных школ.
Архипастыри
Иннокентий (Солодчин) 09.02. 1899 г. - 24.09. 1900 г.
Никодим (Боков) 17.12. 1900 г. - 03.11. 1906 г.
Владимир (Благоразумов) 03.11. 1906 г. - 22.05. 1909 г.
Евгений (Бережков) 22.05. 1909 г. - 11.07. 1914 г.
Евгений (Зернов) 11.07. 1914 г. - 13.08. 1930 г.
Трофим (Якобчук) 1930 г. - в/у
Иннокентий (Тихонов) 12.09. 1930 г. - 19.09. 1932 г.
Герман (Коккель) 02.10. 1932 г. - 1935 г.
Гавриил (Стеблюченко) (с 21 апреля 1994)
Викарные епархии
Хабаровская (ныне самостоятельная)
Монастыри
Монастырь во имя Архистратига Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных в г. Благовещенск (мужской)
Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Тында (женский)
Монастырь в честь Албазинской иконы Божией Матери в г. Зея (женский)
Литература
Плушс, П., Первая годовщина возрождения Благовещенской епархии. Журнал Московской Патриархии , Москва, 1995, № 11, 46-47.
Использованные материалы
"Общие сведения и исторические данные", официальный сайт Биробиджанской епархии:
http://www.eparh.ru/content/blogsection/5/27/
http://patriarhia.ru/db/text/31102.html
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1019
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент