Ефим Николаевич [1895—] — советский писатель. Р. в семье крестьянина, в г. Усть-Каменогорске б. Семипалатинской обл. Обучался в городском училище. Участвовал в империалистической и гражданской войнах. В лит-ру вошел в 1928 (роман «Капкан»), до этого в журн. «Охотник Алтая» поместил ряд очерков. В 1930 выпустил роман «Когти», в 1934 — роман «Враг» и опубликовал несколько глав из нового романа «К вершинам». Глубокий знаток глухих окраин Сибири, П. посвятил свое творчество изображению революционной ломки неподвижного патриархального быта этих окраин. Территориально его романы охватывают всего лишь две маленькие деревушки Алтая — Черновушку («Капкан», «Враг») и Козлушку («Когти»), — где сохранен патриархализм, почти первобытность. Неподвижность быта, охраняемая религиозными догмами, авторитарной моралью, обусловливает особый социально-психологический облик героев П. Это — здоровые, упорные, кряжистые люди, тесно связанные с дикой и суровой природой, чуждые городским влияниям. Устойчивый кондово-избяной мир писатель раскрывает как мир особых форм борьбы угнетателей и угнетенных. Кряжистым богатым кержакам-попам, начетчикам, кулакам противопоставляются поздние поселенцы, большей частью беднота. Процесс
546 революционной ломки застывшего социально-экономического уклада находит отражение во всех романах П. Революция вносит свежую струю в патриархальную жизнь: формируются кадры будущих колхозников, коллективный труд по-новому расставляет людей в процессе производства. Мелкособственнические индивидуалистические привычки, не имея под собой питающей почвы, постепенно утрачивают свою силу; индивидуалистическая конкуренция заменяется товарищеским соревнованием (Герасим, Дмитрий). Во «Враге» автор дал картину борьбы вокруг Чернушанской с.-х. артели и развернул проблему сплошной коллективизации. Ярко показал П. явления роста политической сознательности и трудового энтузиазма членов колхоза в обстановке бешеного сопротивления ликвидируемого кулачества. Образы кулаков даны писателем остро, в разнообразных обликах: от тупых исполнителей чужой и своей звериной воли до кулака, маскирующего свою борьбу против колхоза цитатами из Маркса, Ленина. «Локальность» образов П. не мешает широте их социального обобщения. Налет областничества, сказывавшийся в первых произведениях П., идет на убыль, специфика края осмысливается в плане исторических задач эпохи. Понимание сложности классовых противоречий обусловило умелое и крепкое строение напряженно развивающегося сюжета. Язык писателя — язык революционной сибирской деревни, хотя Пермитин и злоупотребляет необычными провинциализмами. Своеобразие языковой стихии кержацких захолустий Сибири дополняется использованием революционного яз. города. Библиография: I. В Белках, Повесть, Новосибирск, 1927; Капкан, Роман, изд. «Федерация», Москва, 1930 (изд. 4-е — 1932); Когти, Роман, изд. «Федерация», М., 1931 (изд. 5-е — «Московское т-во писателей», М., 1933); Первые шаги (Заметки о моем творчестве), «Земля советская», 1932, VIII. II. Отзывы — о повести «В Белках»: Альтшулер М., «Октябрь», 1927, VIII; Комаров П., «Сибирские огни», 1927, III; o романе «Капкан»: Федосеев Г., «Земля советская», 1930, VII; Ревякин А., «Литературная газета», 1930, № 35; С. Ш., «На литературном посту», 1930, № 15—16; Низовцев А., «Сибирские огни», 1930, V; «Новый мир», 1930, V; «Книга — строителям социализма» (Художественная литература), 1932, XVIII; Топоров А., «Земля советская», 1932, XII; о романе «Когти»: «Книга — строителям социализма», 1931, XXIII; Астахов И., Творческая перестройка, «Земля советская», 1932, II; Козлов, Схватка в тайге, «Литературная газета», 1932, № 11; Острогорский Н., От патриархальщины к социализму, «Земля советская», 1932, VI; Устинов Г., Литература РОПКП, там же, 1932, III. Г. Федосеев