Значение ВЕНИАМИН (ВОСКРЕСЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВЕНИАМИН (ВОСКРЕСЕНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Вениамин (Воскресенский) ( 1871 - 1932 ), епископ Тутаевский (Романовский), викарий Ярославской епархии , священномученик .

Память 15 января [1] , 22 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских .

В миру Воскресенский Василий Константинович, родился 15 января 1871 в с. Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье сельского священника, подвизавшегося на ниве народного образования. Два его брата стали священниками - Константин и Иван .

Начальное образование получил в школе, которую основал его отец и которая располагалась в их доме. Василий с детства пел на клиросе, в годы учебы в семинарии являлся регентом хора. Окончил духовное училище, в 1892 г.- Ярославскую духовную семинарию , в 1896 г.- Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1898 г. был назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии , где также преподавал русскую литературу и историю.

2 июля 1901 г. переведен в Тифлисскую духовную семинарию , в Тифлисе окончил императорское музыкальное училище по классу теории музыки.

10 марта 1908 г. переведен в Вятскую духовную семинарию .

5 мая 1909 года переведен в Вологодскую духовную семинарию .

4 апреля 1911 г. был назначен преподавателем Свящ. Писания в Ярославскую духовную семинарию , где также являлся руководителем семинарского хора. Принял деятельное участие в учреждении стипендии для бедных студентов семинарии, стал активным жертвователем. Участвовал в развернувшейся в церковной прессе полемике о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированными или сохранить местные различия. Воскресенский отстаивал ценность местных традиций, наиболее важным в церковном пении считал религ. сторону. Помимо организации хора в семинарии Воскресенский создал церковный хор в родном с. Переславцеве.

В 1915 г. Ярославский архиеп. св. Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в который пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей-проповедников, преподавателей семинарии, в т. ч. Воскресенского. На участниках кружка лежала обязанность произносить проповеди за богослужениями.

С 1916 по 1919 год преподавал в Ярославской железнодорожной школе 1-й и 2-й ступени, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства свт. Димитрия, в нач. 1917 г. ему было поручено принять участие в разработке проекта нового устава братства. После закрытия семинарии Воскресенский в 1918 г. перешел на работу в общеобразовательную школу в Ярославле. В 1919 г. собрание духовенства и мирян Ярославской епархии избрало его членом епархиального совета.

4 июня 1921 г. съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Воскресенского кандидатом на замещение Тутаевского викариатства .

В том же году он принял монашеский постриг и 9 октября 1921 года был хиротонисан во епископа Тутаевского [2] , викария Ярославской епархии, стал одним из ближайших помощников митр. Агафангела . Верующими почитался как ревностный архиерей, великий молитвенник, старец , прозорливец, имел много духовных чад.

В 1922 г. в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление , развернувшее активную деятельность. В июне 1922 г. ОГПУ арестовало митр. Агафангела , надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако правосл. духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Тутаевскому епископу.

Тем же летом 1922 года еп. Вениамин был арестован («за хранение штампов и бланков» - видимо, тех духовных заведений, сотрудником которых он являлся до революции), заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках.

15 октября 1922 г. в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в котором приняло участие более 3 тыс. чел. Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом преосвященного Вениамина. Несмотря на то что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. В. был осужден за «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к 7 годам лишения свободы. По амнистии (в связи с 5-летием советской власти) срок был сокращен до 5 лет, в 1926 г. еп. Вениамин был освобожден.

Архиерей возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего вик-ства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в которой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христианское просвещение, он брал с собой во время объездов викариатства наиболее одаренных проповедническим даром священников.

Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 г. вл. Вениамин был арестован в г. Пошехонье , заключен в ярославскую тюрьму. Владыку обвинили в "монархической агитации", которая состояла в том, что диакон за архиерейским богослужением возглашал: "Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело" ( Пс. 20, 2 ). Проходил по групповому "делу еп.Вениамина (Воскресенского), священника Стратилатова В.И. и др. г.Ярославль, 1927г.".

В ответ на требование следователя еп. Вениамин рассказал о своих поездках по уезду и изложил содержание своих проповедей:

«Я... говорил... о научном просвещении, что полнота научного просвещения ведет к вере, а к неверию ведет недостаток такового... Указал как на печальное явление, что часть публики предпочла базар церковной молитве, и обратился к молящимся с призывом хранить праздники, а для труда употреблять шесть дней, данных Богом... Обращался с призывом хранить церковные уставы, в частности, о постах говорил, о религиозном воспитании детей как основе нравственности, призывал все браки совершать с церковным благословением, обличал разводы. Современное неверие между прочими причинами держится не оттого, что люди стали более сознательными, а наоборот, недостаточной сознательностью... Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти... моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти».

Из материалов следственного дела:

"... 11 июня произнес проповедь, содержание которой сводилось к резкой критике Коммунистической партии, внедряющей недоверие в широкие массы населения, делая в ней ссылки на ученых - Эдисона и др., которые твердо верили и признавали Бога..."

10 июля 1927 г. следствие было завершено, материалы отправлены для окончательного решения в Москву, дело было передано на рассмотрение тройки при Секретном отделе ОГПУ. 23 сентября 1927 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ епископ Вениамин был признан виновным в том, что "среди своего окружения и при проведении богослужения проводил антисоветскую агитацию, выражал недовольство Советской властью, проводимыми мероприятиями в отношении церкви" и был приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан .

Отбывал срок в пос. Джамбейта Уральской обл., в 1929 г. был переведен в с. Каратюбе в той же области.

В ссылке епископ поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие адм. проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) и Свящ. Синодом «Декларации» 1927 г. , епископ Вениамин, разъясняя пастве свою позицию, в 1928 г. писал из ссылки:

"Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении, и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митр. Агафангел , находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митр. Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией... Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митр. Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше - предоставляю решить церковному сознанию".

В конце 1929 г. в Тутаеве , как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма вл. Вениамина, изъятые при арестах, следователь, составляя обвинительное заключение, 18 февраля 1930 г. сделал вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». В марте 1930 г. ОГПУ в г. Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих.

1 апреля 1930 г. еп. Вениамина арестовали вместе с другими 29 обвиняемыми; поскольку он имел сан епископа, ОГПУ сделало его главным обвиняемым по делу. На допросах владыка виновным себя не признал, заявил, что мн. «свидетелей» он никогда не видел, по существу предъявленного обвинения сказал: "Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство - два разных института".

По сведениям ПСТБИ, по отбытии наказания, 28 мая 1930 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР еп. Вениамин был лишен права проживания в 8 областях с прикреплением к определенному месту жительства, в 1931 году был вторично арестован в ссылке, привлечен по делу "Ярославского филиала ИПЦ".

Следствие продолжалось около года, епископ тяжело болел (правая сторона тела была парализована) и был помещен в тюремную больницу.

10 сентября 1931 г. тройка при Полномочном представительстве ОГПУ в Казахстане приговорила священномученика к 10 годам ИТЛ.

5 октября 1932 года скончался в тюремной больнице в окрестности г. Красноводска (Туркмения).

9 июня 1993 года был реабилитирован по делы 1927 года.

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в августе 2000 г.

Литература

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С.139.

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.966.

Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С.256-257.

Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999. С.279.

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.3./Под ред. прот.Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев) Православное братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000. С.27-41.

Использованные материалы

http://www.pravenc.ru/text/150261.html

http://www.pstbi.ru

[1] Так по Православной энциклопедии

[2] Часто титуловался «епископом Романовским» по дореволюционному названию г. Тутаева - Романов-Борисоглебск.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.