Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Вениамин (Благонравов) ( 1825 - 1892 ), архиепископ Иркутский и Нерчинский .
В миру Благонравов Василий Антонович.
Родился в 1825 году в семье священника Тамбовской губернии.
В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию . 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) был пострижен в монашество , а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона . В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха . С 1852 года он продолжил служение в академии как помощник инспектора, будучи 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита . 21 апреля 1857 года он стал её профессором, а 21 января 1858 года - инспектором. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, о. Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины.
Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». По отзывам, в его лекциях не видели ни строгой научной системы, ни логического порядка, но все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиеп. Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению. Профессор Знаменский свидетельствует, что о. Вениамин носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе.
Уже 22 апреля 1858 года он был назначен ректором во вновь открытой Томской духовной семинарии , где он должен был занятся устройством нового учреждения. С 23 августа 1861 года о. Вениамин был ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богородицкого Игрицкого монастыря .
20 мая 1862 года был хиротонисан во епископа Селенгинского , викария Иркутской епархии и назначен начальником Забайкальской духовной миссии . С этих пор его деятельность была неотрывно связана с Сибирскими и Дальневосточными миссиями. Под руководством владыки Вениамина Забайкальская миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности. Его шестилетние миссионерские труды здесь возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России. За это время он обратил к Православию 2000 язычников ( бурят и тунгузов ), несмотря на великие препятствия с разных сторон. Иной источник добавляет, что за это время он также крестил 4000 корейцев проживавших в районе Владивостока [1] .
18 марта 1868 года владыка Вениамин был назначен епископом Камчатским . 4 июня 1868 года последова его вызов в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде . В 1870 году, продолжая трудиться на Дальнем Востоке, он открыл в Благовещенске новую духовную семинарию .
С 31 марта 1873 года владыка стал епископом Иркутским . В течение 16 лет управления ей он обратил к православию до 30000 бурят . В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиепископ Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят. Владыка также помогал Японской Православной миссии , предоставив ей пособие.
16 апреля 1878 года он был возведен в сан архиепископа , а в конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии .
Архиепископ посвятил немало трудов исследованию вопроса о состоянии сибирского ламаизма и других верований инородцев. Его отчеты о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской Церкви и сибирского ламаизма. Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.
2 февраля 1892 года архиепископ Вениамин (Благонравов) скончался и был погребен в новом Иркутском Казанском кафедральном соборе , для скорейшей постройке которого он приложил немало сил, практически ежедневно бывая на строительнай площадке [2] .
Награды
бриллиантовый крест на клобук (30 августа 1887 ).
Труды
Жизненные вопросы православной миссии в Сибири
Огласительное поучение готовящимся ко св. крещению язычникам
Письма Вениамина архиеп. Иркутского к Казанскому архиеп. Владимиру
Переписка архиеп. Вениамина с К.П. Победоносцевым
Труды православных миссий Восточной Сибири в 4-х частях
Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири
Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников
Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к Православной Русской Церкви
Литература
Никольский, А., прот. Забайкальская духовная миссия (1681-1903) , М., 1904, 46, 51, 69, 70.
Игнатьев, А. А., 50 лет в строю , М., 1953, 31.
Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского и Нерчинского , Иркутск, 1888.
Памяти высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского и Нерчинского , Иркутск, 1892.
Булгаков, 1395, 1401.
Толстой, Ю., № 373.
Списки архиереев , № 372.
Строев, стб. 557, 874.
Юбилейный сборник , 580.
Летопись Е. А., 883.
Самарские епархиальные ведомости , 1879, № 15, 294-295; 1886, № 13, 261.
Церковные ведомости , 1903, № 50, 1966; 1918, № 19-20, 110.
Прибавление к Церковным ведомостям , 1891, № 41, 1427; 1892, № 7, 266-274.
Труды КДА , 1873, февр., 118-119.
Православный собеседник , 1874, янв., 64-70; 1897, март.-апр., 180, 186, 191; 1898, янв., 50; 1901, янв., 104; 1902, сент., 130; 1904, июль-авг., 229; 1905, июль-авг., 1, 2; 1915, май, 156-158.
Русский паломник , 1889, № 42, 497-499; 1893, № 27, 430.
Исторический вестник , 1882, окт., 20.
Церковный вестник , 1891, № 8, 113; № 26, 410; № 36, 572; № 37, 588; № 43, 684.
Известия Казанской епархии , 1870, № 3, 72; 1873, № 5, 151-154; № 6, 168-172; 1886, № 12, 290; № 13, 330 п/с; 1887, № 12, 285.
Христианское чтение , 1868, май, 728; 1874, июль, 566-572; 1875, июль, 531; 1891, март, 316.
Православное обозрение , 1873, т. III, 599, 603; 1874, т. III, 244-245; 1876, т. I, 586; 1877, март, 660-661; май, 531-532; 1878, янв., 313-314; 1886, сент., 616-619; 1887, янв.-апр., 213-214, 590-608.
Русский архив , кн. 1, № 2, 248; № 3, 399.
Красный архив , т. 39, 116.
Н. Д., 63, 76.
ЖПБ , т. I, 55, 57.
БЭЛ , т. III, 294-297; т. V, 1031; т. VIII, 232.
БЭС , т. I, 475, 955.
ЭС , т. I, 403.
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2616
Анисимов, Л., «Православная миссия в Корее. К 90-летию основания», ЖМП , 1991, № 5, 56.
«Кафедральный собор во имя иконы Казанской Божьей Матери», История Иркутска : Архитектрура : Культовое зодчество Иркутска : Православные храмы :
http://express.irkutsk.ru/history/arh/chirh/kafedr/sobor.htm
[1] Анисимов, Л., «Православная миссия в Корее. К 90-летию основания», ЖМП , 1991, № 5, 56.
[2] «Кафедральный собор во имя иконы Казанской Божьей Матери», _История Иркутска_: _Архитектрура_: _Культовое зодчество Иркутска_: _Православные храмы_, http://express.irkutsk.ru/history/arh/chirh/kafedr/sobor.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент