Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Вениамин (Басалыга) ( 1886 - 1963 ), архиепископ Питтсбургский и Западно-Вирджинский ( Русско-Православная Греко-Кафолическая Северо-Американская митрополия ).
В миру Басалыга Василий Григорьевич (Basil Basalyga), родился 11 января 1887 года в местечке Олифант (Olyphant) , штат Пеннсильвания, США , где осело немало карпаторусских эмигрантов работавших в местных угольных шахтах. К ним принадлежали и родители Василия – Григорий и Елена Басалыга. Видя устремление сына к духовной жизни, родители, несмотря на финансовые трудности сопряженные с заботой о четырех сыновьях и четырех дочерях, решили отправить Василия в октябре 1897 года в только что открывшуюся Русскую Православную миссионерскую школу в городе Миннеаполис , штат Миннесота.
Окончив курс миссионерской школы в 1902 году, Василий был сразу же назначен преподавателем подготовительных курсов при ней.
В июле 1903 года переведен в Шарлеруа (Charleroi) , штат Пеннсильвания, где служил руководителем хора и учителем приходской школы, а в октябре 1904 года, в том же качестве, - в Свято-Михаиловский храм в Питтсбурге .
Под влиянием о. Иоанна Недзельницкого в сентябре 1905 года Василий решил продолжить богословское образование и поступил в Миннеаполисскую Русскую Православную семинарию , где смог закончить шестилетний курс обучения за более короткий срок.
Однако, в 1910 году его постигла серьезная болезнь и он, оставив прочие начинания, удалился в Свято-Тихоновский монастырь в Южном Ханаане (South Canaan) , штат Пеннсильвания. 29 марта 1911 года он принял постриг с именем Вениамин, 2 апреля был рукоположен архиепископом Платоном (Рождественским) во иеродиакона , а 9 апреля, им же, – во иеромонаха .
Молодому усердному иеромонаху не суждено было уединиться в монастырской келье – о. Вениамин проходил служение в разных уголках Америки, устраивая и укрепляя жизнь многих приходов. Так, он служил в храме Св. Троицы в Чикаго , шт. Иллинойс (15 июня 1912 - 15 августа 1912 ); в приходе в Хартшорне (Hartshorne) , шт. Оклахома (с 9 октября 1912 ); в приходе Пуэбло (Pueblo) , шт. Колорадо (с 8 марта 1913 ); в Успенском храме Филадельфии , шт. Пеннсильвания (с октября 1915 ). Переводы из прихода в приход перемежались миссионерскими назначениями на места где приходов еще не существовало – иеромонахом Вениамином были организованы общины в Экроне (Akron) , шт. Огайо (17 ноября 1911 - 5 февраля 1912 ); в Спринг-Вэлли (Spring Valley) , шт. Нью-Йорк (с 28 октября 1913 ); в Бельэре (Bellaire) , шт. Огайо (с июля 1916 ).
4 октября 1917 года он возвратился в в Филадельфию , а летом 1919 года переведен в Нью-Йорк . В ноябре 1919 года возведен в сан игумена архиепископом Александром (Немоловским) с назначением благочинным Скрэнтонского (Scranton) благочиния в штате Пеннсильвания, а в ноябре 1920 возведен во архимандриты и назначен 15 декабря 1920 администратором приходов Канады .
С 27 августа 1923 года – личный секретарь митрополита Платона (Рождественского) , с кратким перерывом между октябрем и декабрем 1924 года когда архимандрит Вениамин был назначен временным настоятелем Иоанновского храма в Альфа (Alpha) , штат Нью-Джерси.
Эпицентром смуты постигшей Православную Церковь в Америке оказался Никольский кафедральный собор в Нью-Йорке при котором находилась резиденция владыки Платона и архимандрит Вениамин подвергся аресту американскими властями за отказ эвакуировать Нью-Йоркский собор после того как американский суд решил передать его в руки обновленческого митрополита Иоанна Кедровского в 1925 году. [1]
В новых тяжелых условиях перемещения с места на место продолжались вплоть до 1933 года – архимандрит служил в Нью-Йоркском Покровском соборе ( 1928 ); в Вилмингтоне (Wilmington) , шт. Делавэр ( 1931 ); в Берлине (Berlin) , шт. Нью-Хэмпшир (январь-март 1933 ); и в Монреале (Montreal) , Канада (март-сентябрь 1933 ).
Неустанные труды и послушание архимандрита не прошли незамеченными. 10 сентября 1933 , в Нью-Йоркском Покровском соборе он был хиротонисан во епископа Питтсбургского и Западно-Вирджинского с кафедрой в Питтсбургском Михаиловском соборе . Владыка Вениамин стал первым уроженцем Америки возведенным в епископский сан в Православной Церкови.
Несмотря на бремя административных обязанностей, епископ Вениамин наконец обрел постоянное местопребывание и смог уделить время для создания давно необходимого двуязычного (англо-славянского) молитвослова который увидел свет в 1933 году и выдержал не менее пяти переизданий к 1961 году.
Владыка Вениамин был направлен делегатом на II Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей проходивший в с 14 по 24 августа 1938 года в Сремских Карловцах , Югославия . Ввиду того что в Америке в то время не было ни одной православной семинарии, епископ испросил у Сербского патриарха и югославского правительства позволение американским студентам получать бесплатное образование в Югославских богословских школах, чем обеспечил Американскую паству пастырями на многие годы. Во время своего пребывания в Европе владыка посетил Карпатороссию и Галицию , родину своих родителей, где посетил многие православные святыни, особенно же Почаевскую Лавру .
Во время Второй мировой войны епископ Вениамин принял активное участие в работе Питтсбургского отделения общества помощи военным.
По окончании военных действий Япония оказалась под властью Союзной Оккупационной Администрации возглавляемой американским генералом Дугласом МакАртуром и дела религиозных организаций Японии вошли в ведение американцев. Послевоенная смута в среде японской православной паствы стала ареной соперничества между советскими агентами и американскими властями за влияние в Церкви. Последние обратились в Американскую Митрополию с просьбой выслать епископа в Японию и на Малом Соборе архиереев Американской Митрополии 31 октября-1 ноября 1946 года в Нью-Йорке было решено послать в Японию епископа Вениамина.
После прибытия епископа Вениамина в Японию 7 января 1947 года в среде японской паствы усугубился раскол на большинство верующих которые приняли нового епископа из Америки и меньшинство обьявившее свою верность Московской Патриархии . Епископ Вениамин вошел в конфликт со сторонниками Московской Патриархии который вылился в продолжительные судебные процессы, взаимные обвинения, рукоприкладство и даже аресты – как в случае главы Корейской Православной Миссии (находившейся в ведении Японской кафедры с 1923 года по распоряжению святого патриарха Тихона ) архимандрита Поликарпа (Приймака) , отказавшегося признать юрисдикцию Американской Митрополии. [2]
Одновременно владыка Вениамин прикладывал усилия чтобы восстановить церковную жизнь в Японии, где война уничтожила многие храмы, унесла жизни многих священнослужителей, оставила страну в руинах и нищете. По его воззваниям неоднократно проводились сборы пожертвований в Америке, там был организован Комитет помощи Японской Православной Церкви. Постепенное возрождение церковной жизни в Японии отразилось в организации при Токийском Воскресенском соборе «Никольской школы» («Никорай гакуин») ( 1950 ), основании проповеднического общества «Утреняя заря» («Акацуки-кай») (13 февраля 1950 ) и Токийского православного молодежного общества (сентябрь 1952 ).
VIII Собор Американской Митрополии в 1950 году отметил достижения владыки Вениамина и принял решение о возведении его в сан архиепископа. После отъезда из Японии 28 июля 1953 года, когда руководство японских приходов в юрисдикции Американской Митрополии принял на себя епископ Токийский и Японский Ириней (Бекиш) , архиепископ Вениамин возвратился в свою Питтсбургскую епархию и управлял ей до своей кончины, последовавшей 15 ноября 1963 года в Нью-Йорке во время XI Собора Американской Митрополии. Похоронен на кладбище Южно-Ханаанского Тихоновского монастыря , штат Пеннсильвания, где более пятидесяти лет назад принял монашеский постриг и рукоположение во священство.
Сербский игумен Софроний из Йошаницы, встречавшийся с епископом во время пребывания последнего в Сербии, впоследствии вспоминал о владыке Вениамине как о скромном и непритязательном епископе. «Когда я спросил его преосвященство если я могу помочь ему чем-нибудь или, если он желает, прислать ему послушника чтобы тот служил при нем, он просто ответил: «Нет, благодарю, я сам справлюсь». Он был не из тех кто пользуется своим положением чтобы добиться выгод».
Владыка Вениамин также оставил по себе память как об убежденном анти-коммунисте. Американский Конгресс даже отметил архиепископа Вениамина специальным докладом и благодарностью от 2 мая 1961 года, выраженным Представителем Джоном Х. Дэнтом от Пеннсильвании, который указал на «его воинствующее противостояние коммунизму которое может сравниться лишь с его ревностью ради своей Церкви и её членов». [3]
Награды
набедренник ( 1912 ).
бриллиантовый крест на клобук (от VIII Собора Американской Митрополии; 1950 ).
Литература
По-русски :
ЖМП , 1950, № 10, 31.
ЖМП , 1960, № 8, 68.
По-английски :
«Golden Anniversary Banquet – 50 years of priesthood of His Eminence, Archbishop Benjamin of Pittsburgh and West Virginia, 1911-1961» («Банкет в честь золотого юбилея – 50-летие священства Его Высокопреосвященства, Архиепископа Вениамина Питтсбургского и Западно-Вирджинского, 1911-1961»), Golden Hilton, Pittsburgh, Pennsylvania, 1961.
Tarasar, C. J., Orthodox America 1794-1974: Development of the Orthodox Church in America ( Православная Америка 1794-1974: Развитие Православной Церкви в Америке ), Syosset, New York: Orthodox Church in America, Dept. of History and Archives, 1975, 204.
Stokoe M., Kishkovsky L., Orthodox Christians in North America: 1794-1994 ( Православные Христиане в Северной Америке: 1794-1994 ), Orthodox Christian Publications Center, 1995, 77.
«Orthodox Christianity in North America», The Orthodox Church , 1993, № 3, 4.
По-японски :
牛丸康夫、『日本正教史』、東京:日本正教会教団・府主教庁、1978, 150-152. (Усимару Ясуо, Нихон Сэйкёо-си ( История Японского Православия ), Токио: Нихон Сэйкёо-кай Кёодан – Фусюкёо-тёо, 1978, 150-152.)
東京復活大聖堂修復成聖記念誌刊行委員会編、『東京復活大聖堂修復成聖記念誌』、日本ハリストス正教会教団・東京復活大聖堂教会、1998, 88-93. (Токио Фуккацу Дайсэйдоо сюуфуку сэйсэй кинэн-си канкоо иинкай, Токио Фуккацу Дайсэйдоо сюуфуку сэйсэй кинэн-си ( Памятный альбом в честь освящения отреставрированного Токийского Воскресенского собора ), Нихон Харисутосу Сэйкёо-кай кёодан – Токио Фуккацу Дайсэйдоо кёокай, 1998, 88-93.)
Использованные материалы
Статья в портале «Русское Православие»:
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4802
Статья в OrthodoxWiki:
http://www.orthodoxwiki.org/Benjamin_ (Basalyga)_of_Pittsburgh
Статья в портале «Религиозные деятели и писатели русского зарубежья»:
http://zarubezhje.narod.ru/av/v_048.htm
Саблина, Элеонора, «Токийский кафедральный Воскресенский собор в истории Японской Православной Церкви», Журнал Московской Патриархии , 2000, № 6:
http://212.188.13.168/izdat/JMP/00/6-00/09.HTM
[1] См. _Православная Церковь в Северной Америке_, «Церковные суды, распри, аресты»: http://www.ingaclemens.com/immigration/stories/okuntsoff/6_1.htm
[2] См. о событиях в Корее: Боровской Г. В., «Россия и Корея: Обзор Церковных Связей», _Миссионерское обозрение_, 2004, № 4: http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2004/mo4_st_2.htm
[3] «Archbishop Basalyga Benjamin – A Testimonial on the Occasion of the Dedication of a New Russian Orthodox Church in Monessen, Pa», Extension of remarks of Hon. John H. Dent of Pennsylvania in the House of Representatives, Tuesday, May 2, 1961, Congressional Record – Appendix .
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент