Значение ВАСИЛИЙ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ), МОЖАЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВАСИЛИЙ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ), МОЖАЙСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Василий (Преображенский) ( 1854 - 1915 ), епископ Можайский , викарий Московской епархии .

В миру Преображенский Василий Хрисанфович.

Родился 25 декабря 1854 года в селе Круглом , Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

В 1876 году окончил Тамбовскую духовную семинарию , а в 1880 году Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата-магистра. В этом же году назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии . В 1881 году утверждён в степени магистра богословия за сочинение Восточные и западные школы во время Карла Великого , их отношение между собою, к классическим и древне-христианским и постановка в них богословия .

10 июля 1883 года определён священником к церкви при Санкт-Петербургском 1-м кадетском корпусе и законоучителем корпуса.

В 1897 году возведён в сан протоиерея .

С 1906 года – помощник главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях столицы. Принимал деятельное участие, как член, в трудах епархиального комитета Православно-миссионерского Общества , Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви , комиссии по вопросам о соединении Церквей старокатолической с нашей Православной и другими.

Овдовев, он 1 марта 1908 года принял монашество , а 2 марта был возведён в сан архимандрита . 9 марта 1908 года последовала его хиротония во епископа Можайского , викария Московской епархии . Чин хиротонии совершали митрополиты Санкт-Петербургский Антоний , Московский Владимир , Киевский Флавиан и другие епископы.

С ноября по 23 декабря 1912 года временно управлял Московской епархией, оставаясь викарным епископом Можайским.

11 мая 1914 года уволен на покой по болезни.

Скончался 6 октября 1915 года и был погребён в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде , Московской губернии.

Будучи в сане протоиерея, почти четверть века был законоучителем кадетского корпуса и пользовался редкой любовью своих питомцев. Благостный, задушевный, простой, незлобливый, всем доступный, нищелюбивый, поразительно трудолюбивый, многоученый и учительный – таким знал его Петербург, таким был он и в сане епископа Можайского, таким и отошел в вечность. Он глубоко любил простой народ, льнул к нему душой, обладал редким даром влиять на сердца народные. Владыка Василий был глубоко чтим в Москве и называем «народным святителем».

Награды

панагия с драгоценными камнями (26 августа 1912 ).

Труды

Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношения между собой, к классическим и древнехристианским и постановка в них богословия , магистерская диссертация, Санкт-Петербург, 1881.

«Св. Предтеча и Креститель Господень Иоанн», Внебогослужебные беседы , Москва, 1890.

Борьба за иконопочитание в Византийской империи , Москва, 1890.

Разделение Церкви на две половины - восточную и западную , Москва, 1891.

Фотий, Патриарх Константинопольский, Тысячелетие со дня кончины , Санкт-Петербург, 1892.

Св. Тарасий, Патриарх Царьградский и седьмой Вселенский Собор , Санкт-Петербург, 1893.

Преподобный Федор Студит и его время , Москва, 1896.

Святитель Стефан Пермский , Москва, 1896.

«Притчи Господа нашего Иисуса Христа», Внебогослужебные беседы (два выпуска), Москва, 1897.

Святые учителя веры и благочестия. 12 книг житий. Душеспасительное чтение на каждый день года , Санкт-Петербург и Москва, 1899-1908.

Чудеса Господа нашего Иисуса Христа , Москва, 1901.

Святой мученик Вонифатий , Санкт-Петербург, 1908.

История христианской Православной Церкви , Москва, 1908.

«Св. Алексий, митрополит всея Руси и чудотворец», Чтение для народа , Санкт-Петербург, 1909.

Пространный христианский катехизис Православной Церкви, в изложении безвопросном. Курс повторительный , Москва, 1909 (1-й яп. перевод – Токио, 1910; 2-й – Токио, 1952).

«Беседа на святое Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», Прибавление к «Церковному Вестнику» , 1912, № 31, 1239.

Голос Церкви , 1912, июль, 33-49.

«Успение Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», Прибавление к «Церковному Вестнику» , 1912, № 32, 1263.

Голос Церкви , 1912, август, 19-37.

«Жизнь Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», Душеспасительные беседы , Сергиев Пасад, 1914.

«Поучение в день Пятидесятницы», Голос Церкви , 1912, апрель, 21-32.

«Святые первоверховные апостолы Петр и Павел», Голос Церкви , 1912, май, с. 27-52.

«Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы», Голос Церкви , 1912, август-сентябрь, 25-33.

«Слово на день Воздвижения Честного и Живородящего Креста», Голос Церкви , 1912, сентябрь, 13-26.

«Притча Спасителя о богаче и нищем Лазаре (Лк. XVI, 19-31 ст.)», Голос Церкви , 1912, октябрь, 16-43.

«Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», Голос Церкви , 1912, ноябрь, 36-51.

«Притча о званных на Вечерю», Голос Церкви , 1912, декабрь, 19-35.

Литература

Церк. Вед. , 1908, № 11, 55.

- , 1912, № 34, 332.

- , 1913, № 48, 534.

Приб. к "ЦВ" , 1908, № 10, 492-493.

- , 1908, № 11, 541.

- , 1912, № 48-49, 1964.

- , 1913, № 11, 507.

- , 1914, № 20, 932.

Моск. ЕВ , 1915, № 46-47.

Ист. Вестн. , 1908, май, 265.

Русск. Инок , 1915, № 23, 1384, 1385.

Душесп. Чтение , 1915, № 6, 111, 112.

Булгаков, 1406.

НЭС , т. IX, стб. 658, 659.

БЭС , т. II, стб. 1898.

В. Г(линский), 47, 49.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1910 год , 18-19.

Заметки и дополнения Е. М. , № 102.

Использованные материалы

Страница портала Русское Православие :

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3969

Страница проекта Русский биографический словарь :

http://www.rulex.ru/01030190.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.