Значение АГАФОДОР (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

АГАФОДОР (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Агафодор (Преображенский) ( 1837 - 1919 ), митрополит Кавказский и Ставропольский .

В миру Преображенский Павел Флегонтович, родился 15 декабря 1837 года в селе Спасское , что на Мяксе, Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье "бедного из бедных" церковного причетника. Детство, отрочество и юность его прошли через суровую школу бедности, тяжелых лишений и сиротства. Едва новорожденному Павлу исполнилось шесть недель, как отец его скончался, и мальчик остался сиротой на попечении матери без всяких средств к существованию. Мать не пала духом и сумела не только вырастить, но и воспитать своего сына в твердых началах христианской веры, заложить в юное сердце черты полного послушания воле Божией, самоограничения и самоотречения, а главное, любви к ближнему и совершенной готовности всегда прийти на помощь всякому нуждающемуся. Этими чертами отмечалась вся последующая жизнь и деятельность преосвященного.

В 1848 году он был отдан в Пошехонское духовное училище , после которого поступил в Ярославскую духовную семинарию . Как в училище, так и в семинарии он шел первым учеником и окончил семинарию в 1860 году. В этом же году 9 октября он был рукоположен во священника .

По окончании семинарского курса он отказался от мысли ехать в академию и поступил для поддержки матери на священническое место в глухой приход села Воскресенского , Мышкинского уезда. Сам вышедший из народа, испытавший бедность, сиротство, лишения и только упорным трудом пробившийся к свету образования и священству, он весь отдался своей пастве и ее насущнейшим нуждам, первой из которых было невежество даже в основных истинах христианства. Для научения своих пасомых истинам христианской веры, молодой священник в течение 23 лет поучал свою паству не только за богослужением, но пользовался всяким случаем для научения при всяком требоисправлении.

Другой заботой отца Павла в целях просвещения прихода, было устройство школ для детей. В первой открытой им школе он вначале сам учительствовал. Под его ближайшим руководством Воскресенское церковно-приходское попечительство с первого же времени развило необычайную и в очень благотворную для прихода деятельность: оно оказывало помощь, по случаю неурожая хлеба, погорельцам, пострадавшим от пожара и т.п. Важным следствием деятельности отца Павла было то, что за все время его священства в его приходе за 23 года не появилось ни одного сектанта и ни одного раскольника .

С 1877 по 1884 годы отец Павел находился в должности благочинного сельских церквей и устроил впервые в этой местности благочинническую библиотеку.

В 1884 году, после 23-летней службы в селе Воскресенском он был переведен в Мышкин настоятелем городского Успенского собора и возведен в сан протоиерея . Здесь служение его продолжалось лишь около 4 лет, но и за этот период им было сделано многое: были введены внебогослужебные собеседования, при соборе устроен прекрасный хор, проведен капитальный ремонт собора. Просветительная деятельность протоиерея Преображенского обратила на него внимание высшего духовного начальства; в 1887 году в бытность свою в Петербурге , он был приглашен в заседание Училищного Совета при Святейшем Синоде , где сделал живое обстоятельное сообщение о положении церковно-приходских школ во вверенном его наблюдению округе и был награжден от Святейшего Синода Библией. Отец Павел проявил себя и как писатель-педагог - его "Наставление в Законе Божием" было издано двадцать четыре раза.

1 февраля 1888 года протоиерей Преображенский, вдовствующий более 20 лет, принял монашество с именем Агафодора и был возведен в сан архимандрита . 28 февраля того же года в соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Петербурге состоялась его хиротония во епископа Балахнинского , викария Нижегородской епархии . Рукоположение совершалось собором одиннадцати архипастырей в предстоянии митрополита Исидора .

На этой кафедре епископ Агафодор пробыл три года, но успел сделать весьма много. В 1888 году он основал в Нижнем Новгороде на свои средства церковно-приходскую Свято-Владимирскую школу, в память 900-летия крещения Руси. Другую такую же школу он основал при Вознесенском Печерском монастыре . Главной заботой его было приведение в полное благоустройство древнего XIV столетия Печерского монастыря, на что он положил много труда и средств.

2 марта 1891 года владыка Агафодор был назначен епископом Сухумским . Немногочисленные храмы епархии находились тогда в запустении и крайней нищете, кафедральный собор был мал, архиерейского дома не было. Владыка первым делом расширил собор, устроил архиерейский дом, изыскивал средства для беднейших церквей. Заботясь о материальных нуждах епархии, с неменьшей энергией заботился он и о духовных нуждах населения. В течение двухлетнего управления епархией епископ Агафодор открыл 22 школы, а для упрочения и дальнейшего развития школьного дела 27 декабря 1891 года учредил Сухумское епархиальное Александровское братство. Для перевода богослужебных книг на местный язык владыка Агафодор основал в 1892 году особую переводческую комиссию. Особенно замечательны были его миссионерские труды: учредив должность епархиального миссионера и определив на эту должность лицо, знающее местные языки, епископ сам неустанно разъезжал с миссионером по глухим местам, призывая заблуждающихся в лоно Православной Церкви . Всего им обращено в Христианство около 1000 мусульман .

17 июля 1893 года епископ Агафодор был назначен Ставропольским и Кавказским . И на этой кафедре он обращал свое внимание в первую очередь на нужды просвещения и воспитания паствы в духе Православной Церкви. За бытность его на этой кафедре количество церковных школ более чем удвоилось, не забыты были и духовно-учебные заведения, а особенное внимание он обратил на недостаток в епархии храмов и духовенства - при нем было построено 240 новых храмов и три монастыря.

Сильное развитие на Северном Кавказе раскола, а также рационалистического сектантства разных толков побудили епископа Агафодора со всей энергией встать на борьбу за Православие. Он увеличил количество миссионеров. Для борьбы с многочисленными в епархии язычниками - буддистами , преосвященный учредил должность противобуддийского миссионера и сам вместе с ним отправился на проповедь. Свыше 300 буддистов было крещено.

Всегда чуткий и внимательный к чужой нужде, архипастырь обращал особое внимание на развитие и расширение разного рода благотворительных епархиальных учреждений, состоявших под его руководством и наблюдением. Щедрая благотворительная и религиозно-просветительная деятельность преосвященного далеко выходила за пределы Ставропольской епархии. Он состоял почетным членом 35 различных благотворительных, ученых и просветительных обществ, братств и т.п. учреждений, в том числе всех четырех духовных академий. В Казанскую духовную академию он пожертвовал капитал в шесть тысяч рублей и на проценты с него была учреждена стипендия имени Преосвященного Агафодора.

6 мая 1907 года епископ Агафодор был возведен в сан архиепископа . В 1917 году архиепископ Агафодор стал старейшим членом Всероссийского Поместного Собора .

В 1918 году владыка еще именовался архиепископом Кавказским и Старопольским. Год возведения его в сан митрополита неизвестен. 19-24 мая 1919 года по старейшинству он возглавлял Южно-Русский Собор в Ставрополе где отрезанными гражданской войной от патриарха Тихона архиереями решались вопросы устройства Церкви на территориях занятых войсками Деникина .

Скончался митрополит Агафодор Кавказский 31 июля 1919 года [1] 82 лет от роду в своем кафедральном городе.

Преосвященный Агафодор был добрым, трудолюбивым, кротким и снисходительным архипастырем, ревностным и твердым в своей деятельности на поприще миссионерства и духовного просвещения. Он отличался редкой простотой и добрым отношением к окружающем. Есть еще другая отрицательная, но малоубедительная характеристика одного иностранного писателя, напечатанная в "Церковных вопросах в России" [2] где говорится, что архиепископ Агафодор был "малообразованный и малоспособный; бездарный бывший сельский священник, покровительствовавший архимандриту Колоколову, прославившемуся зазорной жизнью на Кавказе. Крестил 3000 абхазцев , оставшихся в магометанстве".

Награды

бриллиантовый крест на клобук (ко дню пятидесятилетия священнослужения, 1910 ).

Труды

"Речь при наречении его во епископа Балахинского, вик. Нижегородской епархии".

Успенский Эранский общежительный монастырь в Абхазии на Кавказе близ г. Сухуми , Ставрополь, 1894.

Катехизические поучения о вере .

Катехизические поучения о надежде и любви , Ставрополь, 1899.

"Наставление о Законе Божием". Учебное руководство для одноклассных церковно-приходских школ , Ставрополь, 1899.

Толковый молитвенник , Ставрополь, 1899.

Воскресенский храм и его приход Мышкинского уезда Ярославской губернии .

Речи и слова .

"Речь при открытии и освящении памятника первым кубанским казакам, ст. Таманской 5 октября 1911 г.".

Литература

Церковные Ведомости , 1888, № 8, 39; 1893, № 31, 253; 1907, № 18, 125; 1913, № 4, 18.

Прибавление к "Церковным Ведомостям" , 1888, № 10, 258; 1891, № 15, 490; 1897, № 6, 210; 1906, № 47, 3037; 1910, № 41, 397, 1725-1734; 1914, № 12, 657; № 17, 818; № 33, 1489; 1915, № 39, 2095.

Православный Собеседник , 1910, декабрь, 6; 1914, ноябрь, 5; февраль, 2.

Прот. зас. сов. Каз. Д.А. за 1906 г. , 23, 82; за 1907 г. , 183; за 1910 г. , 218.

Русский Паломник , 1903, № 32, 556-557; 1910, № 44, 708-709 с портретом.

Булгаков, 1406, 1413.

БЭЛ , т. I, стб. 263, 264.

БЭС , т. I, стб. 51, 52; т. II, стб. 2112, 2113, 2134.

НЭС , т. I, стб. 373.

Миссионерский Календарь , 1907, 128.

Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г. , Петроград, 1917, 80-81.

Списки архиереев Иерархии Всероссийской , Санкт-Петербург, 1896, № 508, 76-77.

Памятная книжка Петроградской Духовной Академии на 1915/1916 уч. год , 7.

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_612

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_111

[1] На http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_612 указано 18 июня 1919 , что, вероятно, является ошибкой. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_111 также указывает что ММЛ "РПИ" (14) неверно сообщает что митрополит Агафодор "... скончался в 1920 году, но неизвестно где..."

[2] Браил, 1896.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.