Значение слова БОЭЦИЙ в Православной энциклопедии Древо

БОЭЦИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Боэций (Boёtius или Boёthius) Аниций Манлий Северин ( 480 - 525 ), писатель, родом из Рима .

Происходил из знатного рода Анициев; рано осиротел, но благодаря просвещенным друзьям отца, в числе которых был Симмах, получил очень тщательное воспитание. Принадлежал к числу образованнейших людей своего времени и пользовался общей любовью за доброту и щедрость.

Политическая карьера его была блестяща; в 510 он сделался консулом. Теодорих Великий сначала благоволил к нему и часто давал важные поручения. Изданный византийским имп. Юстином в 518 эдикт против ариан , косвенно направленный и против остготов -ариан, возбудил подозрительность Теодориха. Жертвой этой подозрительности сделался папа Иоанн I , заточенный в тюрьму, а затем и Боэций; последний еще более ухудшил свое положение заступничеством за сенатора Альбина, обвиненного в устройстве заговора в пользу Византии . Боэций был заключен в тюрьму в Павии и в 525 казнен.

Ему приписывается целый ряд литературных произведений, пользовавшихся большой популярностью в средние века. Он был очень деятельным переводчиком; Кассиодор восхваляет его за то, что благодаря ему сделались известны на Западе Пифагор , Птолемей , Евклид , Платон , Аристотель , Архимед и др. (Cassiod. Ep. var. I, 45).

Боэций хотел перевести на латинский язык все сочинения Аристотеля, но перевел только относящиеся к логике, из которых иные комментировал. Ему принадлежит также комментарий к «Isagoge» Порфирия и к «Topica» Цицерона . Написал ряд оригинальных произведений: а) трактаты логические, б) математические, с) богословские – De Sanctae Trinitate; Utrum Pater et Filius et Spiritus Sanctus de divinitate substantialiter praedicantur; Quomodo substantiae in eo, quod sint, bonae sint, cum non sint substantialia bona; De fide catholica; Contra Eutychen et Nestorium.

Главным и несомненно принадлежащим Боэцию произведением является написанный им в тюрьме трактат «De philosophiae consolatione» («Утешение философией»). Он написан вперемежку прозой и стихами, не вполне свободными от риторизма, но очень выгодно выделяющимися среди современной ему литературы сравнительной простотой, живостью и выразительностью стиля. Содержание его составляет диалог между Боэцием, заключенным в тюрьму и оплакивающим свою участь, и философией, которая является ему в виде прекрасной женщины. Диалог касается целого ряда философских и моральных вопросов и проникнут духом неоплатонизма , но рядом с этим в нем сказывается и влияние Аристотеля .

В средние века он пользовался большой популярностью, почти наравне с сочинениями Аристотеля и бл. Августина , являясь, как и они, одним из главных источников знакомства с античной философией.

Уже в IX в. король Альфред Великий перевел его на англо-саксонский язык; в X - XI вв. он переводится на немецкий язык; комментарии к нему продолжаются вплоть до XIV в.; он был переведен даже на еврейский язык. Данте высоко ценил его и внимательно изучал.

Постепенно, может быть, в связи с тем, что казнь Боэция совпала по времени с враждебными действиями Теодориха , к нему стали относиться как к святому и мученику; в Павии, Брешии и некоторых других местах установился его культ, признанный и Римской церковью .

Само христианство Боэция и, во всяком случае, его христианская религиозность не раз, однако, бывали предметом споров и исследований. К началу XX в. этот вопрос был решен в утвердительном смысле.

Трактат Боэция «De musica» заключает в себе обстоятельное изложение греческой музыкальной системы, которая в то время уже выходила из употребления. Сочинение Боэция, пифагорейца по своим музыкально-теоретическим взглядам и противника взглядов Аристоксена, являлось в средние века главным источником тогдашних сведений о греческой музыке. Рукописи его находятся во многих европейских библиотеках. Оно издавалось неоднократно: в полном собрании сочинений Б. в Венеции в 1491 -92 (2-е изд. 1499 ), в Базеле в 1570 и т.д.

Источники

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.