Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Ахтырская икона Божией Матери
Празднование 2 июля .
Описание
Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греческого искусства. На ней – поясное изображение Пресвятой Богородицы со сложенными на груди в молении руками. Слева от неё – Господь Иисус Христос , распятый на Голгофском кресте . Существуют варианты: Богородица в мафории [1] , в короне с непокрытой головой [2] , с непокрытой головой [3] .
История
Чудотворная Ахтырская икона была явлена 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская обл., Украина ). Образ, от которого исходило сияние, был обретён священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом. Через три года со дня принесения иконы в дом, в праздник Покрова , священник вошел в комнату, где была икона, и был поражен необычайным светом от иконы. Это стало часто повторяться, но священник благоговейно молился и никому об этом не говорил. Однажды в легком сне священник увидел Богоматерь и услышал ее повеление очистить от пыли и омыть чистою водою обретенную им икону. Священник, пробудившись ото сна, тотчас же исполнил это и собрал воду в сосуде чтобы поутру отнести в реку. Снова заснув он увидел во сне как идёт к реке, несёт сосуд воды, которой омыл икону, но на пути услышал голос Богоматери «возвратись домой и храни эту воду; она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». У священика же была дочь, давно болевшая лихорадкою. Проснувшись, он дал ей пить этой воды, и дочь сразу выздоровела.
Тогда священник поручил иконописцу Иоанну закрасить повреждения на иконе. Зная о чудесных исцелениях, иконописец омыл икону водою и напоил ею сына, страдавшего от лихорадки, который тоже выздоровел. Готовясь к началу работы ночью иконописей услышал исходящий от иконы голос: «Встань! Наступило время отнести икону туда, откуда ты ее взял. Исправить ее ты не можешь». Иконописец до утра молился перед иконой, а рано утром отнес ее о. Василию, который, убедившись в её чудотворной силе, поставлил её в Покровском храме, после чего страдавшие лихорадкою стали молитвенно прибегать к этой иконе и во множестве получали чудесное исцеление.
Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: Владычица указала ей день её скорой кончины, велела раздать имение нуждающимся и обещала покровительство её двум малолетним дочерям. Баронесса поспешила раздать имущество и действительно через пять дней умерла. Весть обо всем этом дошла до императрицы, и Елизавета Петровна взяла сирот ко двору, воспитала их и выдала замуж одну за графа Панина, другую за графа Чернышова. Обе они до смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.
В 1751 году Святейший Синод , закончив продолжительное «следствие о чудесах святой иконы», постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (заложен по указу императрицы в 1753 г.; архитектор Ф. Б. Растрелли ), в котором икона находилась вплоть до её похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург [4] .
Впоследствии святая икона оказалась неводомыми путями в Харбине и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова , который неоднократно пригладывался к Ахтырской иконе в Ахтырке, икона приобретенная Степановым была той самой чудотворной Ахтырской иконой. В 1950-х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию , а затем в Сан-Франциско , где он ее передал Комитету Русской Православной молодёжи как благословение. В настоящее время Ахтырская икона находится в ведении архиепископа Илариона Сиднейского.
Чтимые списки
С Ахтырской иконы, которая почитается как целительница от многих болезней, был сделан ряд списков , распространенных в основном на юге России , в Харьковской епархии . Чтимый список XVIII - XIX веков находится в Москве , в главном приделе храма Воскресения Словущего на Арбате (ап. Филиппа) Иерусалимского подворья . Ахтырская икона, именуемая «Самарская», – главная святыня Самарского Пустынно-Николаевского мужского монастыря .
В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско достигли СССР , откуда в 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием был возобновлён крестный ход на третий день после Дня Святой Троицы со списком иконы на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря . Ход этот совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы , а обратно икона переносилась в праздник Всех святых . 15 июня 1999 года в Ахтырке прошли торжества по случаю 260-летия явления чудовторой Ахтырской иконы.
Храмы
В честь Ахтырской иконы были освящены храм в селе Чернетове Брянской области (построен в 1805 году на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева ); Ахтырский женский монастырь в селе Гусевка Волгоградской области (основан в 1870-е, местночтимый список с Ахтырской иконы был спрятан в 1920-х гг.); храм в селе Ахтырка Сергиево-Посадского района Московской области (построен в 1825 году А. С. Кутеповым в бывшем имении князей Трубецких, возвращен Церкви в 1991 году), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000 г.).
Молитвы
Тропарь, глас 4
Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая,/ у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи,/ скорбь велию претерпела еси/ и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати./ Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе/ и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще,/ умиленно к Тебе вопием:/ Заступнице усердная, благая и милостивая!/ Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни/ и спаси души наша,/ да Тя со благодарением славим во веки.
Молитва
О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди; отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Литература
История явления Ахтырской чудотворной иконы Богоматери и соборного Покровского храма, где она ныне находится , СПб., 1903.
Поселянин, Е., Богоматерь , 410–414.
Киселев, А., прот., Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. Н.-Й. , 1976, 135–138.
Ebbinghaus, A., Die altrussischen Marienikonen-Legenden , Berlin, 1990, 15, 87.
Bentchev, I., Handbuch der Muttergottesironen Russlands , Bonn, 1992, 25–26.
Воскресение (газета Ахтырского храма села Ахтырки Сергиево-Посадского района), №4, 1996.
Свод памятников истории и культуры России: Смоленская область , Москва, 2001, 197–198.
Использованные материалы
Щенникова, Л. А., Э. П. И., «Ахтырская икона Божией Матери», Православная энциклопедия , т. IV:
http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=731
«Святыни», странца официального сайта Русской Православной Церкви Заграницей:
http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/rocor/icons.html
http://hotkovo.net.ru/main.php?id=127
http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT2773.htm - тропарь
http://www.kotlovka.ru/religia/public.php?id=94 – акафист, молитва и тропарь
[1] XIX в., ПГХГ.
[2] XIX в., ЦАК МДА.
[3] кон. XVIII -сер. XIX в., ГММК.
[4] http://hotkovo.net.ru/main.php?id=127 указывает 1905 год. По сведениям официального сайта Русской Православной Церкви Заграницей – икона исчезла после революции . См. http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/rocor/icons.html.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент