Значение АНТОНИЙ (СТАХОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое АНТОНИЙ (СТАХОВСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Антоний (Стаховский) (+ 1740 ), митрополит Сибирский и Тобольский , святитель .

Память 10 июня в Соборе Сибирских святых .

В миру Стаховский Андрей, родился в Малороссии . Образование он получил в Киевской духовной академии , здесь же был пострижен в монахи и по окончании курса стал первым профессором Черниговского коллегиума . С 1701 года он стал проповедником при Черниговском кафедральном соборе. Здесь он был приближенным и доверенным лицом архиепископа Иоанна (Максимовича) , будущего чудотворца Сибирского. В истории основания и устройства Черниговской духовной семинарии имя Антония было столь же славно, как и имя владыки Иоанна. Это был самый способный, самый деятельный и самый верный сотрудник святителя.

В 1709 году Антоний был возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря [1] .

20 сентября 1713 года в Московском Успенском соборе он был хиротонисан в епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа . Восемь лет пробыл он в Чернигове, а в декабре 1721 года был переведен на Тобольскую кафедру с возведением в сан митрополита .

Деятельный и благочестивый владыка, митрополит Антоний ревностно отдался святительскому служению в Сибирском крае. Он содействовал трудившемуся на севере митрополиту-схимнику Феодору, святителю Филофею , оставившему кафедру по болезни, но Промыслом Божиим восставленному от одра болезни для дел миссионерских. Положение инородцев в то время было самое печальное и представителю духовной власти приходилось бороться со многими злоупотреблениями, часто не встречая со стороны гражданских властей ни содействия, ни сочувствия. Святитель Антоний направил вдоль Иртыша и Оби иеромонаха Зиновия, в Тюмень , Туринский, Верхотурский и Пелымский уезды — верхотурского заказчика Сильвестра, поручив им утверждать в вере новообращенных и обращать еще не познавших Истинного Бога. На Камчатку святитель послал опытного усердного миссионера, якутского священника Ермолая Иванова . В 1728 году владыка Антоний послал в Китай архимандрита Антония (Платковского) , а в 1734 году туда же — иеромонаха Иркутского архиерейского дома Илариона (Трусова) . Дело проповеди христианства в Китае потребовало от него открытия в 1725 году при Вознесенском монастыре в Иркутске специальной русско-монгольской, как ее тогда называли, школы.

Усилиями владыки в самостоятельную епархию выделилась из Тобольской Иркутская епархия . Необходимость выделения новой епархии была продиктована успехом проповеди христианства и многократно возросшей в связи с этим потребностью в пастырях и наставниках-архиереях.

Много огорчений и забот доставляли святителю Антонию раскольники , постоянно волновавшие народ и Церковь Сибири массовыми самосожжениями - так, в 1722 году в районе Ишима сожгла себя группа раскольников, в 1724 году в Тюменском уезде, то же учинили с собою восемьдесят пять человек. Преосвященный, соболезнуя заблудшим, неоднократно посылал к старообрядцам письменные увещания, направлял к ним для вразумления способных к проповеди миссионеров.

Ревнуя о духовном образовании юношества Сибири, митрополит Антоний расширил в Тобольске Славяно-русскую школу, ввел в ней преподавание латинского языка, поднял общий образовательный уровень, увеличив срок обучения до шести лет. В результате число учеников быстро возросло, а школа была преобразована в духовное училище . По распоряжению Антония и под его руководством в 1716 году был сделан перевод с латинского "Истории" Тита Ливия .

Владыка Антоний оставил по себе память и как строитель. При нем во многих уголках епархии были возведены новые храмы и монастыри. Для строительства церквей владыка не жалел и своих личных денег. К концу его правления в епархии насчитывалось двести шестьдесят пять церквей, четырнадцать мужских и шесть женских монастырей. При нем впервые в Сибири на Тагильском заводе для Софийского собора был отлит большой колокол в 1011 пудов.

В голодный 1738 год, когда за недостатком хлеба бедный народ был вынужден питаться травами, святитель Антоний открыл церковные житницы и тем спас многих от голодной смерти.

Владыка Антоний не лишен был и гражданского мужества. Смело, хотя и тщетно, защищал он перед присланными Бироном судьями девять березовских и обдорских священников, чья вина состояла в том, что по долгу службы они совершали требы у Долгоруких , ссыльных членов опального княжеского рода. Владыка Антоний в то время был единственным митрополитом на всю Россию и к его голосу прислушивались даже в правительственных кругах, но дело девяти священников было решено без учета его мнения.

Святитель Антоний Тобольский преставился 27 марта 1740 года. Владыка оставил после себя обширную библиотеку, которую позже приобрел для Тобольской семинарии владыка Антоний II (Нарожницкий) . В кафедральном соборе благоговейно хранились его рукопись-автограф «О подражании Христу» и серебряные богослужебные сосуды (потир и дискос с лжицами), которые он употреблял во время богослужения.

Память о владыке Антонии как о праведном и милосердном архиерее с благодарностью хранилась в последующих поколениях. В 1984 году святитель был прославлен в лике Сибирских святых .

Труды

Зерцало от Божественного Писания , 1705.

Сказание о Св. Писании , 1705.

"Грамоты и письма Антония", Описание Черниговской епархии и кафедрального Черниговского монастыря , Чернигов, 1861, 62-67.

Литература

Филарет, Описание Черниговской епархии .

Абрамов, "Антоний Стаховский", 1862 и в Страннике , 1863, янв.

Пекарский, П., Наука и литература при Петре I , т. II, 115-118.

Евгений (Болховитинов), митр., Словарь духовных писателей .

Аскоченский, В., Киев , 216.

Строев, стб. 318, 510.

Булгаков, 1415, 1417.

Толстой, Ю., № 8.

Венгеров, т. I, 644-645.

Историко-статистическое описание Черниговской епархии , Чернигов, 1873, кн. 1, 70-75; кн. 2, 131 прим., 133; кн. 3, 96.

Обзор русской духовной литературы , 213.

Православный собеседник , 1907, сент., 430; нояб., 698; 1908, июль-авг, 213; 1909, янв., 83; окт., 312; 1911, янв., 131; март., 83; 1915, март, 205.

Исторический вестник , 1885, окт., 200; 1890, окт., 194-195.

Русская старина , 1878, нояб., 746; 1879, май, 2; 1907, сент., 430.

ЖМП , 1944, № 12, 53.

Черниговские духовные ведомости , 1856, № 17.

БЭС , т. I, 704; т. II, 2167, 2363.

ЭС , т. II, 856.

РБС , т. II, 226-227.

Н.Д. , 25, 54.

Мануил (Лемешевский), митр., Иоанн (Снычев), еп., Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно) , (Машинопись), Куйбышев, 1971, 5 ч.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2497

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6439.htm

[1] Так у митрополита Мануила, см. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2497. В житии на http://days.pravoslavie.ru/Life/life6439.htm указан 1705 год.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.