Значение 2 МАК 3 в Православной энциклопедии Древо

2 МАК 3

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Библия . Ветхий Завет . Вторая книга Маккавейская . Глава 3

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 Когда в святом граде жили еще в полном мире и тщательно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии, 1 Егда убо святый град обитаемь бе во всяцем мире, и законы еще изрядно храняхуся, онии архиереа благочестия ради и ненавидения лукавства,

2 бывало, и сами цари чтили это место, и прославляли святилище отличными дарами, 2 случашеся и самим царем почитати место и церковь великими дары прославляти,

3 так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки, потребные для жертвенного служения. 3 яко и селевк асийский царь подаяше от своих доходов вся, яже ко служением жертв надлежащая иждивения.

4 Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе. 4 Симон же некий от колена вениаминя настоятель церкви поставленный, пряшеся со архиереем о началстве еже во граде.

5 И как он не мог превозмочь Онии, то пошел к Аполлонию, сыну Фрасея, который в то время был военачальником Келе-Сирии и Финикии, 5 Но егда премощи онии не можаше, прииде ко аполлонию фрасееву, иже во оно время бяше воевода килисирии и финикии,

6 и объявил ему, что Иерусалимская сокровищница наполнена несметными богатствами, равно как несчетное множество денег скоплено, и нет в них нужды для приношения жертв, но все это может быть обращено во власть царя. 6 и возвести ему, яко богатствы неизчетными наполнено есть во Иерусалиме сокровищное хранилище, яко множеству сокровищ безчислену быти, и яко не надлежат сия к вине жертв, быти же мощно, да под власть цареву подпадут вся сия.

7 Аполлоний же, увидевшись с царем, объявил ему об означенных богатствах, а он, назначив Илиодора, поставленного над государственными делами, послал его и дал приказ вывезти упомянутые сокровища. 7 Егда же прииде ко царю аполлоний, о возвещеиных ему богатствах изяви: он же избрав илиодора, иже бе над делами его, посла заповедав, да предреченная богатства принесет.

8 Илиодор тотчас отправился в путь, под предлогом обозрения городов Келе-Сирии и Финикии, а на самом деле для того, чтобы исполнить волю царя. 8 Скоро же илиодор творяше шествие, под видом убо акибы грады килисирийския и финикийския проходя, самою же вещию царево повеление исполнити хотящь.

9 Прибыв же в Иерусалим и быв дружелюбно принят первосвященником города, он сообщил ему о сделанном указании и объявил, за чем пришел, притом спрашивал: действительно ли все это так? 9 Пришед же во Иерусалим и любомудренно от архиереа градскаго прият, поведа о бывшем изъявлении, и чесо ради прииде, сказа: вопрошаше же, аще истинно сия тако суть.

10 Хотя первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот 10 Тогда архиерей показа положена быти сия вдов и сирот,

11 и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого, а не так, как клеветал нечестивый Симон, и что всего четыреста талантов серебра и двести золота; 11 некая же быти и ириана сына товиина мужа зело честна, а не якоже бе оболгаяй нечестивый симон, всего же сребра талант четыреста, а злата двесте:

12 обижать же положившихся на святость места, на уважение и неприкосновенность храма, чтимого во всей вселенной, никак не следует. 12 обидети же вверивших места святыни, и честности и безопасству честныя по всему миру церкве, весьма не возможно есть.

13 Но Илиодор, имея царский приказ, решительно говорил, что это должно быть взято в царское казнохранилище. 13 Илиодор же, царских ради повелений, ихже имяше, глаголаше, яко всячески подобает взяти сия в царское сокровище.

14 Назначив день, он вошел, чтобы сделать осмотр этого, и произошло немалое волнение во всем городе. 14 Определив же день, вхождаше, присмотрение о сих хотя сотворити: бе же не мало по всему граду смятение.

15 Священники в священных одеждах, повергшись пред жертвенником, взывали на небо, чтобы Тот, Который дал закон о вверяемом святилищу имуществе, в целости сохранил его вверившим. 15 Священницы же пред олтарем в священнических ризах повергше себе, призываху с небесе давшаго закон о положенных, дабы положившым сия цело сохранил.

16 Кто смотрел на лице первосвященника, испытывал душевное потрясение; ибо взгляд его и изменившийся цвет лица обличал в нем душевное смущение. 16 Бе же зрящему лице архиереево узвлятися мыслию: зрак бо и вид изменен являше душевную тугу.

17 Его объял ужас и дрожание тела, из чего явна была смотревшим скорбь его сердца. 17 Облия бо мужа боязнь некая и страх телесный, имиже явленна бысть зрящым сердца настоящая болезнь.

18 Иные семьями выбегали из домов на всенародное моление, ибо предстояло священному месту испытать поругание; 18 Инии же купно из домов истекаху на всенародную молитву, зане хотяше прщти место в поругание.

19 женщины, опоясав грудь вретищами, толпами ходили по улицам; уединенные девы иные бежали к воротам, другие - на стены, а иные смотрели из окон, 19 Жены же препоясавшяся по персем власяницами на путех умножахуся: заключеныя же девицы едины убо прибегаху ко вратом, иныя же на стены, некия же оконцами приницаху.

20 все же, простирая к небу руки, молились. 20 Вси же воздевающе руце на небо моляхуся.

21 Трогательно было, как народ толпами бросался ниц, а сильно смущенный первосвященник стоял в ожидании. 21 Умилително же бе множества смешеное падение и зело бедствующаго архиереа чаяние.

22 Они умоляли Вседержителя Бога вверенное сохранить в целости вверившим. 22 И сии убо призываху вседержителя Бога, да вверенная вверившым цела сохранит со всяким безопасством.

23 А Илиодор исполнял предположенное. 23 Илиодор же еже умысли, совершаше: таможе ему со копиеносцы в газофилакию уже пришедшу,

24 Когда же он с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним, быв поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, 24 (вседержитель) отцев Господь и всякия власти обладатель явление велие сотвори, яко всем дерзнувшым совнити ужаснувшымся Божия силы, во ослабление и во ужас пременитися.

25 ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие. 25 Явися бо им некий конь страшна имея всадника и предобрым покровом украшен, напад же со устремлением вонзе во илиодора предняя копыта: седяй же на нем являшеся злато оружие имея.

26 Явились ему и еще другие два юноши, цветущие силою, прекрасные видом, благолепно одетые, которые, став с той и другой стороны, непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны. 26 инии же два явистася ему юноши силою благолепни, предобри славою, украшени же одеянием: иже и обступльща его от обоих стран, бияста его непрестанно, многи налагающа ему раны.

27 Когда он внезапно упал на землю и объят был великою тьмою, тогда подняли его и положили на носилки. 27 Внезапу же (илиодора) падша на землю и многою тмою объята восхитивше и на носило положивше,

28 Того, который с большою свитою и телохранителями только что вошел в означенную сокровищницу, вынесли как беспомощного, ясно познав всемогущество Божие. 28 того, иже недавно со многим ристанием и со всяким дориношением в предреченную вниде газофилакию, изношаху безпомощна себе суща, явно Божию силу познавше.

29 Божественною силою он повергнут был безгласным и лишенным всякой надежды и спасения. 29 И той убо Божественным действом безгласен и всякаго упования и спасения лишен повержен бяше.

30 Они же благословляли Господа, прославившего Свое жилище; и храм, который незадолго пред тем наполнен был страхом и смущением, явлением Господа Вседержителя наполнился радостью и веселием. 30 Сии же Господа благословляху прославльшаго свое место: и малым прежде страха и смятения полная церковь, вседержителю явльшуся Господу, радости и веселия исполнися.

31 Вскоре некоторые из близких Илиодора, придя, умоляли Онию призвать Всевышнего и даровать жизнь лежавшему уже при последнем издыхании. 31 Скоро же нецыи от другов илиодоровых моляху онию призвати вышняго, да живот дарует ему весьма в последнем издыханщ лежащему.

32 Первосвященник, опасаясь, чтобы царь не подумал, что сделано Иудеями какое-нибудь злоумышление против Илиодора, принес жертву о его спасении. 32 Помыслив же архиерей, да не когда царь мнение возимеет, яко злодейство некое на илиодора иудее сотвориша, принесе жертву о спасенщ мужа.

33 Когда же первосвященник приносил умилостивительную жертву, те же юноши опять явились Илиодору, украшенные теми же одеждами, и, представ, сказали ему: воздай великую благодарность первосвященнику Онии, ибо для него Господь даровал тебе жизнь; 33 Егда же архиерей моляшеся, тиижде юноши паки явистася илиодору темижде одеяньми облечена и ставша реста: многая онии архиерею благодарения воздаждь, его бо ради Господь тебе живот дарова:

34 ты же, наказанный от Него, возвещай всем великую силу Бога. И, сказав сие, они стали невидимы. 34 ты же от него биен возвести всем величие Божие и державу. И сия рекша невидими быста.

35 Илиодор же, принеся жертву Господу, и обещав многие обеты Сохранившему ему жизнь, и возблагодарив Онию, возвратился с воинами к царю 35 илиодор же жертву принес Господеви, и обеты превеликия обещав живот даровавшему, и онии возблагодарив, возвратися ко царю с воины,

36 и пред всеми свидетельствовал о делах великого Бога, которые он видел своими глазами. 36 свидетелствоваше же всем, яже виде очима дела превеликаго Бога.

37 Когда же царь спросил Илиодора, кто был бы способен, чтобы еще раз послать в Иерусалим, он отвечал: 37 Егда же царь вопрошаше илиодора, кто был бы ключимь еще единою во Иерусалимли послан быти, отвеща:

38 если ты имеешь какого-нибудь врага и противника твоему правлению, то пошли его туда, и встретишь его наказанным, если только останется он в живых, ибо на месте сем истинно пребывает сила Божия: 38 аще коего имаши врага, или царству твоему наветника, посли его онамо, и язвена его приимеши, аще и спасется: зане в месте том истинно есть Божия некая сила:

39 Он Сам, обитающий на небе, есть страж и заступник того места и приходящих с злым намерением поражает и умерщвляет. 39 той бо обитание на небеси имеяй надзиратель есть и помощник месту тому, и грядущих на озлобление поражает и погубляет.

40 Вот что произошло с Илиодором, и так спасена сокровищница храма. 40 И сия убо яже о илиодоре и о хранении газофилакии сице имеются.

Главы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.