Характерно отметить, что в Новом Завете нигде церковью не называется всеобщая организация, но только отдельные общины и группы верующих. И в этот ранний период Христианства характер этих первых церквей (которые иногда называют «апостольской церковью», кладя начало заблуждению и неверной терминологии) коренным образом отличается от характера современной церкви. Тогда — смертельная опасность от мира и враждебного окружения других верований, теперь — дружба, легальность и кооперирование с миром; тогда — чистота, искренность, истинная любовь друг к другу, теперь — самодовольство, неприступная вежливость, участие во всех мирских проблемах. В тот ранний период еще не было известных нам новозаветных писаний, а когда они начали появляться (60-100 гг.), они не были широко распространены и к тому же им пришлось с самого начала бороться за выживание с появившимися в то же время апокрифическими и даже ложными писаниями, поэтому слово еще не стало фетишем, цитатой. Христиане жили чистой верой, подкрепляемой наставлениями мудрых учителей и молитвой. Дух был совсем иной и это важно понять!
В среду первых верующих, конечно, очень скоро вошли разные человеческие пороки (Деян.5:1-2; 3Иоан.1:9; 1Кор.5:1; 1Кор.6:6-8), ее начали терзать «волки в овечьей шкуре» снаружи и изнутри (Мат.7:15; Деян.20:29; 2Пет.2:1; 1Иоан.4:1), но она не «покрывала их любовью» и была чужда всякой фальши и лицемерия.
Апостолы Христовы при полном отсутствии новозаветных писаний (точнее — в процессе их появления), в трудностях и переживаниях возвестили благую весть во всем мире. За это сами Апостолы и все первые Христиане подвергались жесточайшим гонениям. И это не историческая черта, а неизменное свойство истинной веры (а не религии — см. 2Тим.3:12).
Гонения на Христиан начались почти одновременно с возникновением Иерусалимской общины верующих (Деян.8:1; Деян.12:1-3) и достигли наибольшего размаха при Нероне (54-68 гг.), который обвинил их в поджоге Рима в 64 г. Тысячи Христиан были тогда замучены, сожжены, растерзаны дикими зверями на аренах цирков. Ап. Павел был в это время вторично арестован ( возм. , в Троаде, 2Тим.4:13), возвращен в Рим и казнен.
После смерти Нерона гонения несколько утихли, но при Домициане (81-96 гг.) они разгорелись с новой силой. Число казненных снова составляли тысячи. Ап. Иоанн, уже глубокий старец, был сослан на остров Патмос.
При Траяне (98-117 гг.) среди прочих был распят Симон, брат Иисуса, учитель и наставник Иерусалимской общины, а Игнатий — наставник антиохийской общины был брошен диким зверям.
Особенно свирепыми преследования были при Деции (249-251 гг.) и Валериане (253-260 гг.), которые распространились по всем провинциям империи. Киприан писал: «Мир обезлюдел ...»
Диоклетиан (284-305 гг.) ввел систематическое, а не от случая к случаю, как раньше, преследование Христиан. За ними буквально охотились. Он поставил целью искоренить это название на земле. В римских катакомбах, протянувшихся на сотни километров под Римом, в которых пряталось огромное множество Христиан в течение всего древнего периода Христианства, найдено теперь до 7 млн могил.