- объект куртуазной любви рыцаря, образ, который рыцарь создавал в своем воображении. Прекрасная Дама являла собой идеал совершенства как духовного, так и телесного. Часто рыцарь выбирал себе Даму, еще не видя ее. Ключевым моментом было служение Даме, выполнение любых ее требований и защита от любых врагов, в частности, от злого или ревнивого мужа. Классическим примером является роман "Фламенка": главная героиня Фламенка, чей муж внезапно стал ревнив и запер ее в башню, обретает спасителя в лице рыцаря, графа Неверского, который полюбил ее, услышав, что в башне томится Дама. Обладая внешним и внутренним совершенством, Прекрасная Дама является замужней женщиной, как правило, хозяйкой замка и женой сеньора, которому служит рыцарь. Сначала Дама не должна была показывать рыцарю своего интереса к нему. Куртуазная поэзия часто проникнута страданиями рыцаря по поводу "холодности" Дамы. Другим важным моментом было представление о благородстве Дамы, ее способности на любовь к "простому" рыцарю, а не только к сеньору. Великолепное описание Прекрасной Дамы можно найти у Бертрана де Борна:
Расса, высшего в ней чекана
Все: свежа, молода, румяна,
Белокожа, уста - как рана,
Руки круглы, грудь без изъяна,
Как у кролика - выгиб стана,
А глаза - как цветы шафрана.
Этим дивным прелестям счет
Всякий с трепетом подведет,
Кто хвалу ей ныне поет,
Тех достоинств увидев свод,
Что меня к ней жадно влечет.
Расса, высшей добродетели грани
В сердце зрит она, а не в сане;
С Пуатье, Сарагосы, Бретани
И Тулузы не взявши дани,
Низость в складках богатой ткани
Видит - благородство в рвани.
Я советчик ее, так вот:
Пусть в любви она изберет
Тех, чей дух высок, а не род,
Ибо нас бесславит почет
От иных преславных господ...
Образ Прекрасной Дамы, безусловно, являлся произведением мужского, более того, рыцарского воображения, и создавался он также для мужчин-рыцарей. Один из последних образов Дамы и блестящую сатиру на нее можно найти в бессмертном произведении Сервантеса "Дон-Кихот".
Fair Lady (англ.)
Литература:
Жизнеописания трубадуров / Сост. М. Б. Мейлах. М.: Наука, 1993.
Фламенка / Под ред. А. Г. Наймана. М.: Наука, 1983.
© М. Г. Муравьева