Значение слова НЕРВАЛЬ в Литературной энциклопедии

Что такое НЕРВАЛЬ

Жерар [G?rard de Nerval, 1808—1855] — псевдоним франц. поэта-романтика Жерара Лабрюни. Р. в семье хирурга наполеоновской армии. Отдав дань некоторым традициям классицизма в либерально-бонапартистском сб. «Национальные элегии и политические сатиры» (?l?gies nationales et satires politiques, 1827), Н. стал поклоняться Гюго — вождю мелкобуржуазного романтизма.

24 Н. приветствовал и воспел Июльскую революцию (ода «Народ», 1830; политические сатиры, 1831), но, принадлежа к слою мелкобуржуазной интеллигенции, испуганной общественным движением, последовавшим за этой революцией, быстро разочаровался в ней. С наступлением буржуазной реакции Н. подпал под влияние «галантной» или «золотой» богемы Теофиля Готье, которая провозгласила лозунг: «Искусство для искусства». Этот лозунг выражал умонастроения буржуазной интеллигенции, отказавшейся от каких-либо социальных преобразований. В конце 30-х гг. Н. пришел к мысли о полной бесплодности социально-политической борьбы (драма «L?o Burckart», 1839). Последние годы Н. были омрачены нуждой и психическим недугом. Н. кончил жизнь самоубийством. Н. оставил несколько сборников стихотворений («Немецкие стихотворения» — «Po?sies allemandes», 1830; «Галантная богема» — «La boh?me galante», 1855), ряд исторических драм и оперных либретто («Осуждение Фауста» — «La damnation de Faust», 1846), несколько повестей (сб. «Девы огня» — «Les filles de feu», 1854). Эротизм, фантастика и культ искусства для искусства галантной богемы были у Н., испытавшего сильное влияние немецких романтиков, формой отрешения от земной действительности. Для него характерно мистическое искание образа совершенной женщины; все это нашло свое наиболее тонкое выражение в повести Н. «Мечта и действительность» (Le r?ve et la vie, 1855). Путешествия Н. по Востоку и Германии описаны в ряде книг: «Сцены восточной жизни» (Sc?nes de la vie orientale, 1848), «Путешествие по Востоку» (Voyage en Orient, 1851), «Лорелей» (Loreley, 1852). Высоко ценится перевод «Фауста», сделанный Н. еще в юности и заслуживший похвалу самого Гёте. Из других немецких писателей Н. переводил Шиллера, Клопштока, Бюргера и особенно Гейне. Н. оставил несколько сборников историко-литературных статей («Этюды о немецких поэтах» — «?tudes sur les po?tes allemands», 1830). Многими чертами своего творчества Н. является предшественником французских символистов. Библиография: I. Сильвия, Октавия, Изида, Аврелия, изд. кн-ва Некрасова, М., 1912; ?uvres compl?tes de Gerard de Nerval, ed. H. Champion, 15 vv., P., 1914—1932; Clouard, 10 vv., P., 1927. II. Mirecourt E., de, «Les contemporains», № 10, P., 1853; Delvau A., G?rard de Nerval, sa vie et son u0153uvre, P., 1865; Gautier Th., Portraits et souvenirs litt?raires, P., 1875; Barine Arv?de, Les nevros?s, G?rard de Nerval, P., 1899 [об этой книге см. Красносельский П. А., В борьбе с прозой жизни (К психологии неопределенных стремлений), «Русское богатство», 1900, XI XII]; Gautier — Ferri?res, G?rard de Nerval, la vie et l’u0153uvre, P., 1906; Marie A., G?rard de Nerval, P., 1914 (дана вся библиография); Clouard H., La destin?e tragique de G?rard de Nerval, P., 1929; Grimaud J., La folie de G?rard de Nerval, Nimes, 1930; Bruy? J., G?rard de Nerval, Paris, 1930. III. Thieme H. P., Bibliographie de la litt?rature fran?aise de 1800 ? 1930, v. II, P., 1933. Ю. Данилин

Литературная энциклопедия.