(Theophile Gantier) - знаменитый франц. поэт романтической школы, род. в Тарбе, близ испанское границы, 31 августа 1811 г. умер 23 окт. 1872 г. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего во всю жизнь, проведенную почти исключительно в Париже, тоску по югу и то, что он называет в своей автобиографии "un fond meridional". Получив блестящее гуманитарное образование, Г. начал с живописи и, состоя учеником в мастерское Pиy, сделался ревностным сторонником романтизма, сосредоточивавшегося около идола тогдашней молодежи, В. Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях "Hernani", Г. принимал самое энергическое участие, предводительствуя отрядом восторженной молодежи. Тогдашний костюм Г., его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминанием о них преследовали Г. долго после того, как он перестал выражать свое литературное мировоззрение внешними признаками. В 1830 г. вышел первый томик стихотвор. Г.: "Poesies", внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он вступил в романтический сеnacle, как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Г. были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут по поэзией, завтракая одой и обедая балладой. "Мы верили тогда", писал Г. Сент-Беву, вспоминая об этом времени, "мы любили, мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства". К периоду 1830 - 1886 гг. относятся многие из самых известных произведений Г - его поэма "Albertus" (1832), романы: "La Jeane France" (1834), "Mademoiselle de Maupin" (1835), "Fortanio" (1838), "Une laime da diable" (1839), а также первая часть "Grotesques". В "Albertns" Г. примкнул к самому крайнему романтизму, по выбору сюжета и его обработки, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в "Jeune-France", сборник различных новелл, Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля; одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника - известный рассказ "Un nid de rossignols". В "Comedie de la Mort", составляющей, вместе с некоторыми другими стихотворениями, второй сборник стихотворений Г., поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мертвых тайну жизни и смерти. Из других пьес, сборника некоторые, как напр., "Thebaide", "Tenebres", отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но на ряду с ними есть грациозные и естественно поэтичные пьесы, как "Coquet terie posthnme", "La Caravane", "La Chimere", "Le Sphini", "Pastel". В них сказывается уже необыкновенная артистичность и отделка стиха, составляющая главную прелесть поэзии Г. и доставившая ему название "magi cien es lettres franсaises", как гласит Бодлэровское посвящение ему "Flears da Маи". Самое законченное поэтическое произведение Г - его "Emaal et Cameep", отводящие ему одно из самых выдающихся мест в французской поэзии. Сборник этот состоит из 55 пьес, над которыми поэт с любовью работал в часы досуга последние 20 лет жизни; каждая из них действительно отделана как драгоценный камень и вмести с тем проникнута искренностью; все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием, с чем-нибудь пережитым. Забота о средствах к существованию сделала Г. журналистом, и в этом он видел проклятие своей жизни. Начиная с 1836 г. и до самой смерти Г. вел еженедельный драматически фельетон, сначала в "Presse" Б. Жирардена, потом в "Journal Officiel". Он написал, кроме того, нисколько книг критического и историколитературного содержания, из которых самая выдающаяся - "Grotesques" (1844), в которых автор "открыл" нескольких давно забытых поэтов XV и XVI вв., как Биллона, Скюдери, Бержерака, Сент-Амана, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя; стиль книги делает ее образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами отличаются его "Histoire du ro mantisme" и "Rapport snr les progrеs de la poesie franсaise", отличающиеся к тому же, как и "Grotesques", беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного фанатизма. Кроме поэта, критика и романиста Г. совмещал в своем лице еще страстного любителя путешествий, объехавшего всю Европу - в том числе Россию, которой посвящены "Voyage en Russie" (1866) и "Trеsors d'art de la Rassie" (1860 - 63) - и Восток и описавшего свои путевые впечатления в ряде художественных очерков ("Voyage d'Espagne", "Italia", "L'Orient" и др.). Они отличаются необычной для большинства путешественников точностью и вместе с тем поэтичностью описаний природы. В общем Г - в истинном смысле слова полиграф, создавший в 40 лет писательской жизни изумительную массу сочинений на самые разнообразные сюжеты. Библиографический перечень написанного им (Spoelberch de Loveioul, "Histoire des oenvres de T. G.", 1887), занимает 2 тома. Конечно, его драматические фельетоны погибли, забытые в старых газетах (часть их, впрочем, собрана в "Histoire de l'art dramatiqae en France depuis 25 ans", 1859). Но его романы, описания путешествий, критические произведения и, главным образом, его стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное преклонение пред чистотой и законченностью формы, его терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев. "Emaux et Camеes" Г. принадлежат к одной категории с "Poemes Barbares" Леконта де Лиля, "Bonheur" Сюлли Прюдома и др. Беззаветно преданный поэзии, он мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь стеснен был материальными заботами и ненавистное ему журнальной работой. Это клало отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нем поэтические замыслы. Ср. Emile Bergerat, "Theophile G." (1879);. Feydeau, "Theophile G." (1874). На русск. яз. перев. романы "Без вины виноват" и "Малитона" (в "Библ. для Чтения", 1877). З. Венгерова.
Значение слова ГОТЬЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ГОТЬЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012