Значение слова ГОТЬЕ в Литературной энциклопедии

Что такое ГОТЬЕ

Теофиль [Th?ophile Gautier, 1811—1872] — французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите пьесы Гюго «Эрнани». Знаменитый «красный жилет» Г., его «меровингская» шевелюра и другие экстравагантности внешности характеризуют живописный быт романтических кружков (сенаклей). Кружок улицы Дуаннэ особенно близок молодому Г. [1883]. Его друзья — Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль, Роже де Бовуар, Урлияк, Девериа и другие писатели и художники. Из их среды рекрутировались те писатели «Молодой Франции» (Les Jeunes-France), облик которых Готье нарисовал несколько сатирически в одноименном сборнике своих повестей. Эта экстравагантная молодежь, вступившая в борьбу с «буржуазией» и «мещанским бытом», составляла в сущности аполитичную группу буржуазно-аристократической богемы, которую Жерар де Нерваль назвал «галантной богемой». Творчество Г. первого периода — типично романтическая поэзия всего «необычайного», «чудовищного», «гигантского». Первый сборник стихотворений Г. вышел в 1830 («Po?sies»); успеху его повредили политические события. В плане индивидуалистической юношеской поэзии Г. были и стихотворные сборники — «Альбертус» (Albertus, 1832) и «Комедия смерти» (Com?die de la mort, 1838) и романы — «Мадмуазель Мопэн» (Mademoiselle de Maupin, 1835), «Фортунио» (Fortunio, 1838) и др. «Альбертус» — характерный образец вычурного романтического стиля: эксцентрический сюжет, утрированные метафоры и антитезы. Это любовная поэма в духе «Мардош» и «Ролла» Мюссэ; герой ее — «дьявольский и фешенебельный» персонаж, в к-ром байронизм сочетается с легкомысленностью парижского бульварного фланера. Такой же тип денди-набаба — Фортунио, герой одноименного романа. В «Комедии смерти» много мотивов демонического романтизма, характерная кладбищенская тематика — могилы и лунный свет. Однако в указанных произведениях и в новеллах с экзотическими и фантастическими по преимуществу сюжетами встречаются необычные для романтиков пластические изображения пейзажа или предметов, зачастую переданные в различных живописных стилях. Среди романтиков Г. особенно культивировал «живописное изображение». Он стремился «показать» (faire

663 voir) предмет. Уже в юности он увлекался живописью (учился в ателье художника Риуля). Все это облегчило переход Готье к парнасской поэтике, для к-рой особенно характерно пластическое изображение. Лучший стихотворный сборник Г. — с характерным названием «Эмали и камеи» (Emaux et cam?es, 1852) — относится уже к парнасскому периоду его творчества. Стихотворения этого сборника — мастерские пластические этюды — уголки пейзажа, натюрморт и т. п. Это — «этюды от руки», «симфонии в белом мажоре» и т. п. Отныне Г. стремится к «оптическому ритму», пространственному принципу композиции, которые являлись обычными для парнасцев. Г. называл себя «человеком, для которого внешний мир существует». Чувство вещи, характерное для Г., сказалось и в его авантюрном романе «Капитан Фракасс», — своего рода сюите эстампов о веке Людовика XIII, и в «Романе Мумии», где в изображении Египта за 1 000 лет до христ. эры Г. отошел от фальшивой декоративности типично романтического восприятия исторических эпох. Парнасец с 50-х гг., Готье в своем декларативном стихотворении «Искусство» говорил о мастерстве, считая основным достижением искусства преодоление материала, Иллюстрация: Обложка к «Les Jeunes-France», 1833

664 устанавливая аналогию между поэзией и пластическими искусствами: «Ваяй, шлифуй, чекань медали. / Твои витающие сны / На вечной стали / Да будут запечатлены». Бодлер, посвящая Г. свои «Цветы зла», назвал его «непогрешимым поэтом», «магом словесного искусства». Парнасская поэтика Г. была им намечена и в предисловии к «Цветам зла» Бодлера. В нем он выступает против «поэзии сердца» романтиков, в защиту «бесстрастной поэзии», против романтической теории непроизвольного вдохновения и, отрицая искусственное возбуждение (гашиш, морфий и т. п.), бывшее в моде у демонических романтиков 30-х гг., говорит о волевом начале поэтического творчества и принципе труда в искусстве. Г. был одним из ярких представителей теории «искусства для искусства»; он боролся против «утилитаризма» в поэзии: «все, что полезно, — говорил он, — уродливо». Художественной реализацией культа искусства явился эротический роман Г., гимн красоте — «Мадмуазель Мопэн». Он прокламировал аполитичность, аморализм и крайний формализм в искусстве. Его любимой формулой было — «все исходит от формы». Принципы искусства для искусства Г. совпали с требованиями объективности в поэзии у парнасцев, к которым принадлежали и писатели из радикальной республиканской буржуазной молодежи, даже социалистической, отошедшей от общественности после крушения революции 1848 (например Леконт де Лиль). Но у Г. в его подчеркивании аполитичности поэзии («он ни красный, ни белый и даже не трехцветный; он никакой, и замечает революцию, когда пули разбивают стекла» — предисловие к «Первым поэмам», 1832) сказывается общественный консерватизм и даже буржуазная реакционность. Этот юношеский тезис последовательно был раскрыт Готье во всем своем творчестве вплоть до дней Коммуны. — Враг буржуазной промышленной культуры, Готье вынужден был заниматься журналистикой в прессе, развивавшейся в то время в широкие капиталистические предприятия. Как профессионал-журналист (художественный критик) Г. работал с 1836 по день смерти в «Прессе» Жирардена, затем во «Всемирном монитере» и в «Официальной газете». Он написал также несколько историко-литературных книг; самая оригинальная из них — «Гротески» (Grotesques) — посвящена забытым меньшим поэтам XV—XVII вв. Он дал яркие психологические образы, в духе критики Сент-Бёва, поэтов — Вийона, Сирано де Бержерака, Сент-Амана и др. Большой историко-литературный интерес представляет и его книга «История романтизма». Особое место в творчестве Г. занимают его книги путешествий — путевые впечатления, красочно изображающие многообразный пейзаж и предметы искусства, которые ему приходилось видеть от Египта до России («Путешествие в Россию», «Путешествие в Испанию», «Италия», «Восток»

665 и другие). Путешествия Г. стоят в одном плане с экзотическими мотивами его творчества. «Экзотизм в пространстве и во времени» Г. считал характерной чертой поэтов искусства для искусства. Г. писал также драмы и либретто балетов. Всего он издал при жизни более 60 книг. Библиография: I. Наиболее полное издание произведений Г. в 34 тт. вышло у Шарпантье. Библиография произведений Г. занимает два тома (Spoelberch de Lovenjoul. Histoire des u0153uvres de T. Gautier, 1887). Переводов произведений Г. на русск. яз. относительно немного: Капитан Фракасс, СПБ., 1895; Милитона, СПБ., 1847 и СПБ., 1872; Спирит; Двойная звезда и др. Стихи Г. переводили: Н. Греков (Новые стихотворения, М., 1866); М. Волошин (Стихотворения, 1910); Н. Хвостов (Огни и отражения, 1912); В. Брюсов ( см. его «Французские лирики XIX в.», СПБ., 1909 и «Собр. сочин.», т. XXI, СПБ., 1913); Н. Гумилев (хороший перевод сборника «Эмали и камеи», СПБ., 1914) и др. II. Де ла Барт, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Гумилев Н., «Аполлон», 1911, IX; Плеханов Г., в ст. «Искусство и общественная жизнь», сборник «Искусство», М., 1922; Richet E., Th?ophile Gautier, l’homme, la vie et l’u0153uvre, 1873; Feydeau, Th?ophile Gautier, 1874; Bergerat E., Th?ophile Gautier. Entretiens, souvenirs et correspondances, 1879; Spronk M., Les artistes litt?raires, 1889; du Camp M., Th?ophile Gautier, 1890; Cassagne A., La th?orie de l’art pour l’art en France chez les derniers romantiques et les premiers r?alistes, 1906; Patch H. E., The dramatic Criticism of Th. Gautier, 1922; Boscgot A., Th?ophile Gautier m?connu, 1925; Largier L?o, Th?ophile Gautier (с богатой иконографией); Faguet E., XIX si?cle; Bruneti?re F., L’?volution de la po?sie lyrique en France au XIX si?cle. Писали о Г. также Барбэ д’Оревильи, Банвиль, Ш. Бодлер и др. М. Эйхенгольц

Литературная энциклопедия.